Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Ничто достоевское нам не чуждо

Развлечения
Двести лет назад, 11 ноября 1821 года, в Москве родился Федор Достоевский. Самый известный в мире русский писатель. И в то же время наш самый трудный для чтения и понимания классик.

О да, он непрост! Современников раздражали неправдоподобно, как им казалось, взвинченные герои, не живущие, а мучающиеся на грани нервного срыва. Цензура не пропустила в печать главу из «Бесов» — ту самую, про совращение маленькой девочки, читать которую невыносимо. Еще до революции Ленин называл романы Достоевского дрянью, от которой тошнит. Не жаловали этого «реакционера» и в СССР — лишь в 1970-е годы «Преступление и наказание» вошло в школьную программу.

И сейчас слышны стоны: какой же он депрессивный! Только откроешь — и уже жить не хочется… А как трудно его читать! Многие даже требуют исключить Федора Михайловича из школьной программы. Действительно, для неподготовленного, не настроенного на душевную работу читателя Достоевский — сущая мука. Излюбленное его занятие — анатомирование человеческой природы, освещение тех тайных уголков подсознания, где мрак и плесень, слабость и низость, о существовании которых не хочется думать. И надо делать выбор: бросить эту «тягомотину» или признать, что все мы люди, и ничто достоевское нам не чуждо.

Ничто достоевское нам не чуждо Сам Достоевский право писать получил теми десятью минутами ожидания казни, которые он вместе с товарищами-петрашевцами пережил на Семеновском плацу / Фото: Wikipedia / Общественное достояние

Однажды он сказал: чтобы писать, страдать надобно. Сам Достоевский право писать получил теми десятью минутами ожидания казни, которые он вместе с товарищами-петрашевцами пережил на Семеновском плацу. До этого были полгода одиночного заключения в Петропавловской крепости, после — восемь лет каторги и ссылки.

А еще — тяжелая эпилепсия, болезненная тяга к рулетке и вечные долги, несмотря на коммерческий успех романов. Стоит ли удивляться, что чужую боль он воспринимал как никто? И что именно он рассказал миру о загадочной и непонятной русской душе?

Современен ли он? Взгляните на портреты трех великих писателей из одного поколения. Вот холеное лицо барина Тургенева, заслуженная, конечно же, уверенность в собственной значимости. В XX демократическом веке такие портреты писать перестанут. Вот ищущий простоты граф Толстой в крестьянской блузе — 150 лет назад подобным поискам сочувствовали, но сегодня они вызывают усмешку. И вот Достоевский с напряженно сцепленными на колене руками. Живой интеллигент со всеми своими рефлексиями, отражающимися на его лице. Встретите такого на улице — не удивитесь. Наш современник.

ЦИФРА

29 место занимают «Братья Карамазовы» Достоевского в списке 100 величайших романов всех времен в рейтинге The Guardian.

ЦИТАТА

Альберт Эйнштейн, физик:

— Достоевский показал нам жизнь, но цель его заключалась в том, чтобы обратить наше внимание на загадку духовного бытия. Он дает мне больше, чем любой научный мыслитель.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы»

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.