Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Дворец свободен от постоя

Сюжет: 

Городские легенды
Город
Дворец свободен от постоя
Здание посольства Белоруссии в РФ. / Фото: Олег Фочкин, «Вечерняя Москва»

А в свое время о доме ходили легенды. О прошлом напоминает и табличка на воротах возле здания: «Дом свободен от постоя».

Бывший начальник канцелярии у графа Петра Александровича Румянцева-Задунайского подполковник Михаил Хлебников купил участок земли под застройку в 1774 году, ранее принадлежавший дочери губернского прокурора Ладыженской. Следующей покупкой Хлебникова становится находящееся рядом с первым участком владения другого купца - Ивана Пастухова. В 1779 году был приобретён третий земельный участок, ранее принадлежавший церкви Косьмы и Дамиана.

Строительство здания было завершено в 1750-е годы.

Напротив дворца, на средства Хлебникова была выстроена церковь Космы и Дамиана (дом 14/2).

Но семейство Хлебниковых жило в этом дворце менее 40 лет.

Михаил Родионович Хлебников приходился родственником Ложечниковым. Его сестра Василиса была замужем за Иваном Тимофеевичем Ложечниковым, двоюродным братом деда писателя. В 1782 году Иван Тимофеевич скрывался в Москве, в доме своего шурина. Иван Тимофеевич являлся родственником Мещаниновых, так как его мать была Авдотьей Тимофеевной Мещаниновой, сестрой Ивана Тимофеевича и Демида Тимофеевича.

В начале 1791 года Хлебниковы переехали в Санкт-Петербург, где позже основали крупнейшую в России ювелирную фирму «Хлебников и сыновья». В 1879 году фирма стала поставщиком Высочайшего Императорского двора и ряда европейских королевских дворов, а в 1918 году была экспроприирована большевиками и стала основой для единственного в бывшем СССР Платинового завода.

Графская вотчина

А московский дворец с 1793 года стал собственностью Румянцевых. Купил его граф Петр Александрович Румянцев-Задунайский, российский полководец, сын сподвижника Петра Первого, крестник его дочери императрицы Елизаветы Петровны. Герой войн со Швецией, Пруссией, Данией, Турцией, Польшей, генерал-фельдмаршал. Он велел расписать внутренние покои фресками, изображавшими его победные баталии.

После его смерти в 1797 году дом по наследству достался сыну - известному коллекционеру, государственному канцлеру эпохи наполеоновских войн Николаю Румянцеву. Это он был основателем Румянцевского музея. У графа нередко гостили Николай Карамзин, Василий Жуковский, Петр Вяземский… В доме давал представления театр, составленный из крепостных Румянцева.

Румянцев был франкофилом и водил дружбу с Наполеоном, когда же он узнал о начале войны с французами, графа разбил паралич. В 1812 году в здании было размещено учрежденное Наполеоном городское правление (муниципалитет) Москвы, возглавляемое генеральным интендантом (провинциальным префектом) Ж.-Б. В. Лессепсом. В 1826 году здание перешло брату Николая Румянцева, Сергею.

Кстати, то, что посольство Белоруссии расположено в бывшем доме Румянцева, тоже определенный знак судьбы. Жизнь и Николая Петровича неразрывно связана с белорусской землей. Здесь он строил в свое время новый Гомель, который был задуман как идеальный город эпохи Просвещения. Город стал наилучшим примером нового подхода в европейском градостроительстве. В своем белорусском имении граф развил бурную хозяйственную деятельность, создав вотчинную промышленность. Она была инновационной для своего времени.

Купеческая вычурность

Кстати, первоначально дом выглядел не так помпезно и вычурно как сейчас. Его не раз перестраивали. Хотя баженовская основа здания легко угадывается до сих пор.

После Румянцевых владение перешло в руки супруги генерала Дивова (1835—1839 гг.), затем купца-раскольникаЩеглова (1840—1843 гг.), купцов Усачева (1844—1857 гг.), Сапожникова (1858—1864 гг.), Каулина (1864—1876 гг.) и, наконец, Грачевых, которые владели им с 1877 по 1918 год.

Было полностью изменено декоративное решение главного дома и флигеля по улице. Они получили пышный лепной декор главных фасадов в формах ранней эклектики, полностью сохранившийся до настоящего времени. Кроме того было добавлено обилие деталей чугунного литья, металлические козырьки и крылечки. В 1871 году была произведена кардинальная реконструкция усадьбы с приспособлением ее дальней территории для складов хлопка. После сноса ограды вдоль всей красной линии Армянского переулка был построен длинный 3-х этажный каменный корпус, где два нижних этажа занимали амбары, а верхний был жилым. Первый этаж здания был перекрыт каменными сводами, сохранившимися и поныне.

По воспоминаниям Елизаветы Петровны Яньковой «… там во многих комнатах были рисованные и барельефные изображения баталий, где участвовал Задунайский. Потом этот дом купил какой-то купец и, конечно, соскоблил и счистил все эти славные воспоминания. В 1864–1876 годах другой купец Каулин уничтожил находившийся при доме обширный прекрасный сад, а Грачевы приспособили весь дом под квартиры и торговые помещения. Впрочем, и до сих пор, несмотря на множество сделанных в разное время перемен и специальных приспособлений, главный корпус сего дома представляется во многих своих частях сооружением величественным, грандиозным». («Рассказы бабушки. Из воспоминаний пяти поколений, записанные ее внуком Д. Благово». СПБ, 1885, с. 506).

Современный вид здание получило в 1880-е годы. Тогда классический фасад украсили женские фигуры и декор. В частности, появился герб с ангелами и буквой «Г» в овале. Герб указывал на нового владельца потомственному почетному гражданину, московскому купцу 1 гильдии Семена Грачева, по заказу которого классика и была существенно переработана архитектором Георгием Кайзером. Семейство Грачевых владело текстильными шелковыми фабриками. Грачев сдавал помещения внаем под магазины и товарные склады с оптовой торговлей галантерейным товаром Торгового дома Шаровского, а сам жил в старом своем доме в Замоскворечье на Ордынке.

А потомки Грачева жили на Маросейке вплоть до прихода советской власти.

Они сдавали часть помещений под конторы и магазин. Так, в 1912 году на втором этаже находился московский филиал электротехнической фирмы «Сименс — Гальске», которая затем объединилась с компанией «Шуккерт и К°». Помимо конторы общества, здесь располагались его мастерские, склады динамомашин, электродвигателей и другого электротехнического оборудования. Конторой заведовал инженер Леонид Красин. Никто и предполагать не мог, что главное занятие инженера - активная нелегальная деятельность по выполнению заданий большевистской партии, а работа в фирме была для отвода глаз.

Кстати, наличие филиала «Сименс» стало причиной того, что владение было электрифицировано одним из первых в Москве. После национализации частных предприятий в 1918 году на базе фирмы был создан Электротехнический трест Центрального района Москвы.

На воротном столбе здания сохранилась надпись «Свободен от постоя», которую разрешалось делать домовладельцам, уплатившим взнос на строительство казарм. Надпись означала, что в этом доме органам власти не разрешалось размещать военных на постой, прибывших временно в Москву.

В период СССР здание занимали различные советские учреждения. Во время реставрационных и строительных подземных работ 1935-1938 годов в стенной кладке первого этажа и одном из подвальных помещений дома были обнаружены два клада с монетами царской чеканки, совокупная стоимость которых была оценена почти в 2 миллиона золотых рублей.

Клады были оставлены последними владельцами здания - Грачевыми. Дом стали именовать Дворец с кладами.

А Белорусским посольством здание стало в 1957 году. Хотя тогда, конечно, не посольством, а представительством союзной республики. Посольство здесь официально обосновалось в 1993 году. И дом стал собственностью Белоруссии в 1996 году.

В глубине парадного подъезда двумя полукругаминаходится уникальная чугунная лестница каслинского литья с богатым художественным орнаментом XIX века. Она знаменита тем, что на ней снимался фрагмент фильма «Достояние Республики» с участием Олега Табакова, Андрея Миронова, Евгения Евстигнеева и других звезд советского кино.

Реконструированы коридоры второго этажа, Каминный, Голубой, Терракотовый залы, приемная и кабинет посла.

Криминальный ремонт

Церковь Космы и Дамиана на Маросейке, 14 впервые упоминается в 1639 году. Она была построена по проекту Матвея Казакова в 1791-93 гг. на месте более ранней обветшавшей церкви. Деревянная церковь на месте нынешней упоминается сгоревшей в 1547 и 1629 годах.

Старая каменная церковь, стоявшая на месте нынешней, упоминается в летописи в 1639 году.

Когда именно и кем была построена старая Космодамианская церковь, точных сведений не имеется. Достоверно только, что церковь эта существовала еще в начале XVII века. Так, о ней упоминается в книге Патриаршего Казенного Приказа за 1625 год и в «Книге царского жалованья московским церквам». Из тех же свидетельств можно видеть, что старая церковь была каменная, одноэтажная и двухпрестольная: с главным престолом во имя святителя Николая и придельным во имя св. бессребреников Косьмы и Дамиана. Поэтому она и называлась в старину по документам нередко церковью св. Николая, хотя в то же время удерживалось наименование по приделу Космодамианской.

Вначале старая Космодамианская церковь не имела ни паперти, ни колокольни, которые были приделаны только в 1651 году.
В конце XVII столетия над старой Космодамианской церковью была сделана надстройка второго верхнего яруса княжной Евдокией Андреевной Куракиной, и здесь устроена была новая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери, почему Космодамианская церковь иногда называлась еще Казанской. Сначала эта церковь была только ружной (состоящей на содержании) княгини Куракиной, и особые от Космодамианского причта священник и псаломщик содержались на средства Куракиной, но в 1771–1772 гг. она поступила в заведование Космодамианского причта и соединилась с приходской церковью.

Церковь необычна по композиции. В основе лежат 4 цилиндрических объема: основная часть церкви, апсида и приделы. С западной стороны к этому объему примыкают кубическая трапезная и колокольня. При этом непростая задача объединить группы цилиндрических объемов была решена архитектором мастерски. И несмотря на небольшой размер, церковь до сих пор является выразительной доминантой района.

В начале 30-х годов храм разделил судьбу многих русских церквей: приход разогнали, иконы и украшения конфисковали, и они пропали без следа. Был подписан приказ о взрыве храма, но он остался стоять. А впоследствии здание использовалось как производственный склад, мотоциклетный клуб, архив, художественные классы. В 60-е годы были снесены 3 церковных постройки, на их месте появилось административное здание, а храм Космы и Дамиана передали ему под архив.

в 1993 году богослужения возобновлены.

В 90-е годы ХХ века, когда в соседнем здании Маросейки, 12 располагалась Налоговая полиция России, с церковью был связан один курьезно-криминальный случай. Некий «авторитетный» бизнесмен помог отремонтировать храм. А во время ремонта на купол пристроил антенну и подслушивал разговоры силовиков. А точнее руководства налоговой полиции, окна кабинетов которых располагались как раз на уровне купола храма. Целых четыре месяца бизнесмен их слушал из офиса, который снял в доме на Покровке, 2. Но потом «слухачи» полиции его все-таки вычислили и устранили аппаратуру прослушки. Зато храм был отремонтирован.

Маросейка

В 1954—90 годах улица носила имя Богдана Хмельницкого. Первоначально являлась частью улицы Покровки, собственное название получила в XVII веке по находившемуся на углу с Большим Златоустинским переулком Малороссийскому подворью. В XV веке в районе Маросейки располагались великокняжеские сады, по которым монастырская церковь, давшая название улице Покровке, называвшаяся церковью Покрова в Садах (д. 2, упоминается в 1488 году, снесена в 1777 году). Улицу облюбовали иноземцы, выселенные в 1652 году в Немецкую слободу. Цари ездили по Маросейке и Покровке в свои загородные усадьбы; на Маросейке стояли дворы знати (Салтыковых, Собакиных, Куракиных; Шереметева, Нарышкина). При Петре I путь царских кортежей пролёг по Мясницкой улице, Маросейка осталась неблагоустроенной.

Во время пожара Москвы 1812 правая сторона улицы выгорела и была расширена.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.