Дмитрий Молчанов: Не надо бояться помощи от государства
Более трети рабочих мест в Москве — порядка 2 миллионов — сегодня обеспечивает средний и малый бизнес, включая также и индивидуальных предпринимателей. Все вместе они дают до 10 процентов налоговых поступлений в бюджет города. Уже в ближайшее время столичные власти планируют повысить занятость населения в секторе на одиннадцать процентов, а количество самих компаний увеличить на восемь процентов. ГБУ «Малый бизнес» в режиме «одного окна» предоставляет массу программ поддержки — от образовательных курсов, бизнесконсультирования и юридической помощи до городских субсидий.
— Дмитрий Сергеевич, по статистике, до 70–90 процентов первых бизнесов оказываются неудачными. Тем не менее столичные власти готовы платить субсидии начинающим предпринимателям?
— Безусловно. Основная задача правительства Москвы и Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства в том, чтобы как можно больше людей начинали свои бизнесы, а существующие бизнесы развивались быстрее. У нас два главных целевых показателя — объем налоговых поступлений и количество созданных рабочих мест.
При этом серьезнейшей проблемой для начинающих предприятий является доступ к финансированию: процентные ставки в банке доходят до 30–40 процентов, вдобавок у фирмы еще не окрепло материально-техническое обеспечение, затруднены возможности залогов, гарантий. Именно поэтому мы стараемся помочь, и субсидии — лишь одна из программ. Мы говорим: «О’кей, если ты начал свое дело, у тебя есть внятный бизнес-проект с адекватным бизнес-планом, с проверяемыми цифрами — приходи, мы дадим тебе до 500 тысяч рублей, которые ты вернешь в виде налогов». Логика очевидна — бюджет инвестирует в предпринимателя, в течение 6–7 месяцев (редко — 18 месяцев) через налоговые поступления мы получаем эти деньги обратно и параллельно решаем еще несколько задач: создаем условия, при которых людям выгодно вести бизнес «в белую», выводим предприятия из «серой зоны» и расширяем фонд занятости. В этом социальная значимость МСП для города.
Когда мы говорим о статистике в 90 процентов неудач, там, конечно, много «бытовых» историй: проснулся 17-летний парень, понял, что не хватает денег сходить вечером в клуб и решил: «Надо срочно какойнибудь бизнес замутить!» Чтобы у нас было больше уверенности, что бюджетные деньги будут не только потрачены, но и возвращены, мы разработали целую систему критериев по отбору проектов на субсидии, оценке рисков.
— Кто имеет право претендовать на поддержку?
— Это должны быть реальные предприятия малого и среднего бизнеса, а не дочерние структуры крупных холдингов, то есть чтобы более 75 процентов их учредителей представляли физлица. Фирмы должны быть зарегистрированы и платить налоги в Москве. Формат подачи заявок предусматривает, что заявитель достаточно подробно рассказывает, чем занимается, какая у него выручка. Начинающие предприниматели — те, чьему бизнесу до двух лет. Конечно, в первую очередь поддержку получают люди, уже доказавшие востребованность своей продукции, имеющие объем продаж и нуждающиеся в деньгах на развитие. А экспериментировать надо за собственный счет.
— Помимо различных субсидий, правительство Москвы объявило о готовности поддерживать предпринимателей через Фонд содействия развития микрофинансовой деятельности. На какой стадии находится проект?
— Сейчас завершается регистрация фонда, планируем оперативно наполнить его бюджетными деньгами, чтобы уже в следующем году механизм заработал. Фонд — это своего рода «оптовая база»: он не контактирует непосредственно с бизнесменами, а выдает средства микрофинансовым организациям первого уровня, и те уже напрямую станут оформлять кредиты предприятиям, но под ставку не более 12 процентов годовых, что в разы ниже рынка. Это наше основное условие.
— Если посмотреть на отклики бизнесменов, скажем, в Интернете, становится ясно, что люди недоверчиво относятся к инициативам государства помочь…
— К сожалению, низкий уровень доверия по отношению к государству вообще характерен для нашего общества. Имидж «хотели как лучше, а получилось как всегда» отпугивает многих. Мы зачастую сталкиваемся с тем, что на предложения ГБУ «Малый бизнес» обучить сотрудников предприятий, или предоставить бесплатную юрпомощь, или подобрать госзаказ для продукции (все это также входит в сферу нашей деятельности) фирмы реагируют негативно: ничего не надо — только не трогайте. Доказывать свою эффективность мы можем только конкретными действиями.
— Кстати, возникает вопрос и о работе ведомственного Штаба по защите прав предпринимателей, преодолению разных административных барьеров: ну неужели власти действительно будут в интересах бизнесмена бороться сами с собой?
— Короткий ответ — да. Могу пояснить: бюрократическая машина содержит 10–15 уровней иерархии, такой механизм тяжело контролировать, им трудно управлять, при передаче решений возникают «шумы», искажения, несогласованность. А штаб как стержень, который пронизывает всю систему насквозь и может разобрать сложную ситуацию на любом уровне. То есть штаб — это не подарок, и не всегда чиновники довольны его активностью. Но мы говорим: извините, коллеги, мы — за предпринимателей!
— Посоветуйте напоследок: в какой бизнес лучше всего сейчас инвестировать в Москве?
— В любой! Я являюсь профессором Высшей школы экономики и веду постоянный предпринимательский курс «Лаборатория бизнеса»: студенты создают команды, придумывают бизнес-идеи, потом готовят бизнес-план, в финале соревнуются лучшие проекты. Так вот: в рамках одной только этой лаборатории генерируется более тысячи жизнеспособных идей ежегодно, сотни бизнесов уже открыты нашими ребятами, а огромное количество появляются на рынке «по стопам» наших ноу-хау и успешно конкурируют. Подумайте, решение какой проблемы вы готовы предложить людям, и действуйте! В числе свежих финалистов Вышки — ребята, придумавшие мобильные пиццерии, продажу кислорода в пробках, ознакомительные видеоролики для вновь принятых сотрудников компании, домашний дистанционный детский сад (родители каждую неделю получают задания для занятий с детьми).