Станция метро «Смоленская» / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

Открытие «Смоленской» задержали из-за Сталина

Город
«Вечерка» продолжает рассказывать о станциях метрополитена — памятниках архитектуры.

Никогда не задумывались, почему Арбатско-Покровская и Филевская линии частично дублируют друг друга? После попадания немецкой бомбы в тоннель на перегоне между «Арбатской» и «Смоленской» в 1941 году было принято решение построить параллельный участок. Так и появились станции-близнецы, одной из которых стала «Смоленская».

— Новый участок Арбатско-Покровской линии «Площадь Революции» — «Киевская» должен был стать еще и большим бомбоубежищем, — рассказывает архитектор Егор Куваев. — Не зря «Смоленская» находится на глубине 50 метров — это высота 17-этажного дома.

Барельеф работы скульптора Мотовилова на платформе станции метро «Смоленская» Арбатско-Покровской линии / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

Станцию, как уверяют москвоведы, планировали открыть раньше, но помешала смерть Сталина. Торжество перенесли, и первых пассажиров на «Смоленскую» пустили только 5 апреля 1953 года.

Пилоны станции облицованы белым мрамором, пол выложен мрамором черного цвета с орнаментом по боковым сторонам. Массивные колонны, бронзовые светильники, лепнина — все выглядит по-настоящему роскошно — дворец, ни дать, ни взять!

СТОП, СНЯТО!

Кадр из фильма «Научная секция пилотов»

На этой станции в 1996 году снимался фильм «Научная секция пилотов» режиссера Андрея Хорошева. На глубине десятков метров под землей вдруг начинают происходить ужасные события: кто-то, проникнув в систему тоннелей, всегда на шаг опережает преследователей из бригады спецназа. В общем, по мнению критиков, триллер удался.

НАДО ЖЕ!

Вестибюль «Смоленской» находился посередине нынешнего Садового кольца. В конце 1930–х годов дорогу расширили, вестибюль станции убрали, а подходные галереи продлили до обеих сторон Садового кольца и превратили в подземный переход — первый в Москве и в России.   

amp-next-page separator