Планируется выпустить 400 тысяч билетов «Единый». На фото: Сергей Демин / Фото: Наталия Нечаева

Коммунарская линия метро: «ВМ» развенчивает мифы и рассказывает о строительстве ветки

Город
ЭКСКЛЮЗИВ «ВМ»

В четверг, 4 апреля, в управах восьми районов — Академический, Гагаринский, Ломоносовский, Котловка, Обручевский, Нагорный, Донской, Проспект Вернадского — стартуют экспозиции о создании будущей Коммунарской линии метро. Горожане могут ознакомиться с предложениями о прохождении ветки подземки в городе, задать вопросы специалистам, а уже 16 апреля высказать свои мнения в ходе публичных слушаний.

«ВМ» собрала мифы о строительстве Коммунарской линии, которые появляются всегда, когда звучит заявление о том, что метро придет в определенные районы. Рассказываем подробно обо всех этапах большого проекта.

Миф 1. Метро начали строить.Коммунарская линия находится на этапе проектирования. Проект планировки территории участка метрополитена от станции «Улица Новаторов» до станции «Севастопольский проспект» разрабатывают в настоящее время специалисты Института Генплана Москвы. За основу взят вариант прохождения линии от станции «Улица Новаторов» вдоль Ленинского проспекта, далее вдоль улицы Дмитрия Ульянова, улицы Большая Черемушкинская до Московского центрального кольца.

Сооружение новой линии метрополитена вдоль Ленинского проспекта предусмотрено еще Генеральным планом города Москвы, утвержденным Законом города Москвы от 05.05.10 № 17, который проходил публичные слушания во всех районах города.Миф 2. При строительстве воздействию подвергнется жилая застройка.Первый проектируемый участок линии предусматривает размещение трех станций: «Улица строителей», «Академическая» и «Севастопольский проспект», преимущественно вдоль улично-дорожной сети.

В частности, станцию «Улица Строителей» планируют разместить вдоль Ленинского проспекта, севернее примыкания к нему улиц Строителей и Панферова. Два вестибюля и выходы выведут пассажиров на обе стороны Ленинского проспекта.

«Академическую» возведут вдоль юго-восточной стороны улицы Дмитрия Ульянова. Она будет запроектирована с двумя вестибюлями и выходами на обе стороны улицы Дмитрия Ульянова, к улице Гримау, проспекту 60-летия Октября. «Академическая» станет пересадочной с одноименной станцией существующей Калужско-Рижской линии метрополитена.

«Севастопольский проспект» планируется разместить вдоль внутренней стороны Московского центрального кольца, между Севастопольским проспектом и Павелецким направлением Московской железной дороги. Станция будет запроектирована с двумя вестибюлями и выходами к Севастопольскому проспекту, к существующей и проектируемой жилой и общественной застройке, остановочным пунктам наземного пассажирского транспорта. Она будет пересадочной со станцией «Крымская» МЦК.

Фото: Предоставлено Стройкомплексом города Москвы

предоставлено Стройкомплексом города Москвы

Миф 3. Метро в районах есть, зачем новое?Действующие Сокольническая и Калужско-Рижская линии в этих районах перегружены. Частично пассажиропоток взяло на себя Московское центральное кольцо, однако ежедневно через несколько станций на юге и юго-западе города проходят полмиллиона пассажиров. Коммунарская линия разгрузит эти ветки городской подземки.

В пешеходной доступности от новых станций метро живут 200 тысяч и работают 65 тысяч человек. Строительство участка улучшит транспортную ситуацию в районах Ломоносовский, Гагаринский, Академический, Котловка. Коммунарская линия снизит возрастающую в связи с развитием территорий Новой Москвы нагрузку на южные участки действующих Сокольнической, Калужско-Рижской, Серпуховско-Тимирязевской и Замоскворецкой линий метро.

Кроме того, улучшится ситуация на дорогах на юго-западе Москвы: их загрузка уменьшится ориентировочно на 15–20 процентов. Это также положительно скажется на экологической ситуации в этой части столицы.Миф 4. Станции разместятся на поверхности.

Для обеспечения полной безопасности окружающей застройки рассматриваемый участок новой линии от тупиков за станцией «Улица Новаторов» до станции «Севастопольский проспект» на перегонах проектируется глубоким заложением, с прокладкой тоннелей при пересечении кварталов на глубине 30 метров и более. На такой глубине построено большинство действующих линий метрополитена в районах с плотной жилой застройкой (в том числе большая часть советских станций), жители этих районов совершенно не ощущают воздействия метро.

Для примера: глубина залегания Калужско-Рижской линии от станции «Новые Черемушки» до «Академической» — от 7 до 9 метров, Сокольнической линии на перегоне между станциями «Юго-Западная» и «Проспект Вернадского» — 7 метров, на «Университете» тоннель уходит на максимальную глубину в 27 метров.

Фото: Предоставлено Стройкомплексом города Москвы

предоставлено Стройкомплексом города Москвы

Миф 5. Не получат ли дополнительную загрузку дороги?

Развитие метрополитена дает возможность людям выбирать при поездках по городу новые оптимальные пути следования, в комфортных условиях передвижения, при вводе в эксплуатацию новых линий уменьшается нагрузка не только на действующие линии метро, но на улично-дорожную сеть за счет снижения потока на индивидуальном и наземном пассажирском транспорте. Таким образом, разгрузка улично-дорожной сети позволит обеспечить людям более комфортные и экологичные условия проживания.

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Анна Курбатова, основатель НПК «QUITE WHITE», директор Института комплексного развития территорий, профессор Международной академии архитектуры:

— Расстояние пешеходной доступности до ближайшей станции метро в центре города составляет до 10–15 минут, в срединной части города — до 20–30 минут и более, а в периферийной части многие районы не имеют пешеходного сообщения с ближайшими к ним станциями метро. Сегодня из жилых районов, попадающих в зону обслуживания запланированными станциями до действующих станций метро, пешеходный маршрут составляет от 30 минут. В связи с этим, большинство жителей пользуются общественным транспортом, который оказывает гораздо большее негативное воздействие на качество городской среды. Выбросы загрязняющих веществ и шум, которые он производит, влияют на здоровье горожан и особенно детское население, в зоне до 150 метров от проезжей части и до высоты 5–10 этажей.

В отличие от наземного транспорта метро может оказывать лишь слабое вибрационное воздействие на условия проживания в городе. Естественно, оно есть, но не превышает нормативных уровней ни по интенсивности, ни по частотности, ни по длительности. Нашим институтом проводилась оценка уровня вибрации на жителей, проживающих в знании по адресу проспект 60-летия Октября, дом 8. Здание расположено в технической зоне линии метро неглубокого заложения (7–9 метров). При этом уровень вибрации в нем не превысил нормативных значений с учетом применения при строительстве его фундаментов типовых конструктивных решений.

Кроме того, огромным экологическим плюсом метро является то, что оно не создает зоны отчуждения на поверхности земли. Это лучшая из существующих альтернатива улично-дорожной сети и автотранспорту. Даже в границах технических зон линий метро неглубокого заложения могут полноценно произрастать зеленые насаждения.

Таким образом, прокладываемая ветка метро позволит существенно повысить комфортность транспортного обслуживания населения и сохранить при этом экологические параметры качества среды проживания в сложившихся районах.Валерий Кивлюк, заместитель генерального директора по строительству объектов метрополитена АО «Мосинжпроект»:

— Для строительства перегонных тоннелей новой линии метро протяженностью 7,3 километра от станции «Улица Новаторов» до станции «Севастопольский проспект» планируется задействовать 6-метровые тоннелепроходческие комплексы с использованием высокоточной железобетонной обделки. Технология практически исключает просадки, воздействие на окружающую застройку и инженерные сети.

Отмечу, что эффективность и безопасность применения этих комплексов в московских грунтах доказана временем — аналогичными щитами построено большинство тоннелей метро в столице. Только за последние восемь лет «Мосинжпроектом» успешно сооружено 38 станций и более 75 километров линий, причем строительство большинства из них велось в условиях плотной городской застройки.

При строительстве метро каждый этап проходки тщательно контролируется — на протяжении всего периода строительства по всей трассе перегонных тоннелей ведется постоянный мониторинг состояния всех сооружений в зоне влияния.

Кроме того, в районах с плотной общественной застройкой тоннели строятся на такой глубине, при которой влияние метро на поверхности практически не ощущается.

Фото: Предоставлено Стройкомплексом города Москвы

предоставлено Стройкомплексом города Москвы

Рустам Черкесов, заместитель генерального директора по проектированию АО «Мосинжпроект»:

— На текущий период Москомархитектурой и НИиПИ Генплана совместно со специалистами АО «Мосинжпроект» идет разработка оптимального варианта трассировки участка новой линии метрополитена от «Улицы Новаторов» до «Севастопольского проспекта». Планируемое строительство должно осуществляться с учетом плотной застройки с минимальным прохождением под жилыми домами, а также исключать ненормативную просадку зданий. После учета всех замечаний от специалистов проект будет направлен на публичные слушания для рассмотрения его жителями.

Для минимизации шума от строительных площадок применяются шумозащитные экраны, также наиболее шумные работы проводятся в дневные часы. На въездах и выездах на стройплощадках будут установлены станции мойки колес.

После окончания строительства будет выполнено благоустройство и сделано компенсационное озеленение. Все проектные решения по строительству объекта проходят государственную экспертизу.

Планируется, что участок новой линии со станциями «Улица Строителей», «Академическая» и «Севастопольский проспект» преимущественно пройдет вдоль улично-дорожной сети.

Валерий Меркин, научный руководитель НИЦ Тоннельная ассоциация России:

— Строительство новых станций Коммунарской линии является полностью безопасным. На объектах строительства проведено разведочное бурение, различными методами изучена геологическая структура строительного пятна, определены свойства грунтов и подземных водных горизонтов, дана оценка инженерно-геологических условий. Установлено, что данный участок строительства в целом относится ко второй категории сложности.

Для подготовки территорий строительства проведено комиссионное обследование близлежащих зданий и сооружений. По результатам обследования предложены мероприятия по предупреждению деформаций земной поверхности строительного участка. В местах расположения над тоннельной трассой водоводов, теплосетей, канализации больших диаметров предусматривается организация наблюдений за сдвижениями земной поверхности и выполнение охранных мероприятий.Ольга Панкинойпо, начальник мастерской развития пассажирского транспорта ГАУ «Институт Генплана Москвы»:

— Проектируемый участок линии предусматривает размещение трех станций — «Улица строителей», «Академическая» и «Севастопольский проспект». В проекте стараемся разместить линию преимущественно в створе существующих транспортных коридоров. Учитывая необходимость прокладки линии на отдельных участках под жилыми кварталами, а также ее пересечение с существующей Калужско-Рижской линией метрополитена, построенной в тоннелях мелкого заложения, и организацию пересадки на станции «Академическая», рассматриваемый участок новой линии от тупиков за станцией «Улица Новаторов» до станции «Севастопольский проспект» на перегонах проектируется глубоким заложением, с прокладкой тоннелей при пересечении кварталов на глубине 30 метров и более. Подобное заглубление линий метрополитена характерно для большинства действующих линий, построенных и функционирующих в центральной и срединной зонах города Москвы.

Строительство Коммунарской линии метрополитена — это этап последовательной реализации мероприятий по развитию метрополитена и транспорта для обеспечения сбалансированного функционирования города с учетом его развития.

Только сооружение новых линий метрополитена, обеспечивающих общегородские пассажирские перевозки, позволит обеспечить нормальные условия транспортного обслуживания в юго-западном и южном секторах города Москвы. Без них существующая сеть метро просто не справится с возрастающими нагрузками, а жители районов Академический, Гагаринский, Ломоносовский будут испытывать трудности с посадкой в вагоны на станциях «Университет» Сокольнической и «Академическая» Калужско-Рижской линий, поскольку поезда будут переполнены пассажирами, проживающими на большем удалении от центра.

Читайте также: Сергей Собянин осмотрел ход строительства Некрасовской линии метро

amp-next-page separator