Сергей Собянин осмотрел ход строительства Некрасовской линии метро
Мэр Москвы Сергей Собянин 3 апреля посетил стройплощадку станции «Юго-Восточная» Некрасовской линии Московского метрополитена.
Станция необычная, хотя и готова пока на 55 процентов. Особенностью ее художественного оформления в будущем станут светоотражающие плафоны-купола. Тема белоснежных куполов ассоциируется с исторической архитектурой, ярким солнцем Средней Азии и фильмом «Белое солнце пустыни». Основными цветами в отделке станции станут бежевый, желтый, черный и серый. Пол планируется покрыть коричневым гранитом, потолок — декоративной черной штукатуркой. В настоящее время завершаются работы по переустройству инженерных коммуникаций и устройству основных конструкций.
Но есть и другая и, пожалуй, самая главная особенность «Юго-Восточной»: здесь в одном тоннеле пройдут два пути, а платформы расположатся по бокам. Пассажиры словно попадут на два берега, разделенных большим тоннелем.
Такой большой перегон между двумя станциями на Некрасовской линии проходит щит-гигант диаметром десять метров. Технологию совсем непродолжительное время использовали при создании городской подземки. В Москве таким способом возведены четыре участка: на Сокольнической линии — от станции «Парк Культуры» до станции «Библиотека имени Ленина» и от станции «Красные Ворота» до станции «Сокольники», на Замоскворецкой линии — от станции «Сокол» до станции «Аэропорт», на Филевской линии — от станции «Смоленская» до станции «Александровский Сад». Такой способ сооружения, только теперь не ручной, а механизированный, вернулся в Москву на новой — Некрасовской — линии.
— Правильно говорят, что все новое — это хорошо забытое старое. На заре метростроения в Москве уже прокладывали двухпутные тоннели, которые до сих пор хорошо служат на первых линиях Московского метрополитена. Строили их в основном вручную, — отметил Сергей Собянин. — Сегодня эта технология возвращается уже на новом качественном уровне — с использованием новейших проходческих щитов диаметром десять метров. У двухпутных тоннелей много преимуществ, но главное из них — безопасность. В случае неисправности или аварии поезда эвакуировать пассажиров из двухпутного тоннеля можно будет гораздо быстрее.
Компанию гигантской «Виктории» на строительстве розовой ветки метро составляет «Лилия». Она, кстати, появилась здесь первой — в конце 2016 года щит стал сооружать свой первый тоннель. На ее счету перегон между «Косино» и «Юго-Восточной», а совсем скоро — в начале лета этого года — завершится проходка тоннеля от «Юго-Восточной» в сторону «Окской». На сегодняшний момент щит уже преодолел 1 877 из 2 598 метров.
В свою очередь «Виктория» соединила «Окскую» и «Стахановскую». Правда, гигантской немецкой машине долго отдыхать не приходится: в феврале она начала проходку участка от «Стахановской» до «Нижегородской». Такие щиты идут медленнее по сравнению со своими шестиметровыми механизированными «коллегами». Но у них есть другое преимущество: однопутные щиты не могут идти параллельно друг другу, и их иногда запускают с противоположных концов будущего участка метро, а вот машины-гиганты уверенно сооружают тоннель сразу для двух путей. Кроме того, при строительстве двухпутного тоннеля щит проходит насквозь через строящуюся станцию и двигается дальше, сооружая следующий участок. Поэтому нет необходимости его каждый раз разбирать и собирать, когда он доходит до будущего станционного комплекса. Другой плюс — для проведения работ требуется занимать меньше городской территории по сравнению с традиционным методом строительства. И, наконец, снижается стоимость строительства, так как для обслуживания одного щита вместо двух нужно меньше людей и оборудования. Экономят также и на строительстве притоннельных сооружений.
Эксплуатация одного двухпутного тоннеля также существенно дешевле двух однопутных из-за сокращения расходов на освещение, связь и другие коммуникации. Да и безопасность у таких сооружений выше. Например, в случае поломки или аварии поезда время полной эвакуации пассажиров в двухпутном тоннеле составляет около 16 минут, в однопутном – почти 40 минут. В двухпутном тоннеле пассажиры могут экстренно спуститься в проход между путями из всех дверей состава. Естественно, что движение по противоположному пути оперативно прекращается. Более того, на второй путь можно подать поезд для эвакуации пассажиров и оперативно доставить спасателей и ремонтников к месту аварии.
Дополнительно для эвакуации пассажиров в тоннеле Некрасовской линии метро будет сделан проход между путями шириной 1,2 метра. Проходы подобной ширины не создаются практически нигде в мире. Это будет сделано специально для обеспечения максимальной безопасности пассажиров Московского метро.
— Некрасовская ветка, ее первая часть — от «Некрасовки» до «Косино» — построена. Идут пусконаладочные работы, — заявил Сергей Собянин. — От «Косино» до «Авиамоторной» идет активное строительство: прокладка тоннелей, строительство станций. Прокладка тоннелей ведется десятиметровыми щитами, что позволяет ускорить строительство, сэкономить ресурсы и обеспечить безопасность эксплуатации в дальнейшем. Считаем, что в начале 2020 года линия будет запущена в полном объеме.
По словам мэра, строительство Некрасовской линии метро вступает в заключительную фазу. С ее открытием значительно улучшится транспортное обслуживание порядка 800 тыс. жителей районов Нижегородский, Рязанский, Выхино-Жулебино, Косино-Ухтомский, Некрасовка, Текстильщики, Кузьминки, а также подмосковных Люберец и других близлежащих городов Московской области. Ввод новой линии существенно разгрузит юго-восточный участок Таганско-Краснопресненской ветки метро.
Планируется, что в первые годы эксплуатации Некрасовская линия будет напрямую подключена к Большой кольцевой линии. После ввода северного участка нового кольца пассажиры смогут без пересадки проехать от Некрасовки до Рассказовки — как минуя «Сити», так и с заездом в Деловой центр. Это путь длиной более 66 километров. После того как Большое кольцо «замкнется», поезда Некрасовской линии будут ходить до «Нижегородской».
Обслуживать поезда Некрасовской линии будет новое электродепо «Руднево».
Кстати
Технологии сооружения двухпутных тоннелей использовались в Мадриде, где было построено 199 километров тоннелей таким образом. Аналогичный метод метростроения применяется в Берлине, Гамбурге, Токио, Сиднее, Филадельфии, Буэнос-Айресе, Торонто, Осаке, Вене, Будапеште, Афинах, Риме, Неаполе, Копенгагене, Брюсселе, Осло, Нью-Йорке, Чикаго, Бостоне и других городах.
Помимо Некрасовской линии в ближайшие годы двухпутные тоннели будут построены на двух участках Большой кольцевой линии метро: от станции «Мневники» до станции «Аминьевское шоссе» и от станции «Каширская» до станции «Текстильщики».