Директор Музея печатных машинок Максим Суравегин показывает один из старейших приборов своей коллекции. Движение рычагов печатного механизма при наборе текста напоминает полет летучей мыши / Фото: Александр Кожохин / Вечерняя Москва

Частные музеи готовы показать свои сокровища

Город

В четверг, 24 сентября, в парке «Сокольники» прошла конференция, посвященная частным музеям, «Третьяковы XXI века». Представители отрасли обсудили насущные проблемы.

Директора и основатели частных музеев, коллекционеры и другие ценители необычных вещей собрались не просто в конференц-зале, а в Музее мировой каллиграфии.

Место само по себе интересное. В музее, который открылся в 2008 году, представлены уникальные экспонаты, наглядно демонстрирующие искусство письма. Например, здесь есть портрет Александра Пушкина, написанный художником-каллиграфом Варварой Пантелеевой. Если присмотреться к нему внимательно, можно заметить, что изображение поэта составлено из строчек его стихов о любви. Рассмотреть все в деталях поможет лупа, которая висит рядом с портретом.

— Нам, современным художникам, повезло, что есть вот такие частные музеи и галереи, — считает художник-каллиграф, сотрудник Музея каллиграфии Юрий Ковердяев. — Благодаря им у нас есть возможность выставлять свои работы, общаться с коллегами и посетителями.

Небольшую часть своей коллекции на площадке, где проходила конференция, представил и директор Музея печатных машинок Максим Суравегин. Шесть лет назад жена подарила ему печатную машинку, и с тех пор он не может остановиться.

— Вот, например, первая печатная машинка «Шольс и Глидден», — показывает один из экспонатов Суравегин. — Единственный экземпляр в России.

Рядом под стеклом лежит письмо, напечатанное на этой самой машинке во время ее представления на выставке в 1876 году. Тут же есть книга «Том Сойер». По легенде именно на такой машинке набрал свое произведение Сэмюэл Клеменс, известный под псевдонимом Марк Твен.

— Машинка Adler — для печати астрологических гороскопов, — продолжает знакомить с экспонатами Максим Суравегин. — Машинка Keaton — для печати нотных партий. А вот самая маленькая печатная машинка в мире, весит всего 120 граммов.

За несколько лет директору Музея печатных машинок удалось собрать 900 экспонатов. Посмотреть на них приезжают коллекционеры со всего мира.

Однако у маленьких частных музеев, по словам Суравегина, есть большая проблема: отсутствие нормальных выставочных площадей. Один из вариантов ее решения — сотрудничество с другими музеями, в том числе с государственными. У Музея печатных машинок, например, есть удачный опыт работы с Музеем истории ГУЛАГа и Домом русского зарубежья имени Солженицына. Кроме того, некоторые печатные и стенографические машинки из коллекции Максима Суравегина можно увидеть в фильмах и сериалах.

Непросто пришлось частным музеям во время пандемии. На те меры поддержки, которые предоставило государство некоммерческим учреждениям культуры, они не претендовали, но от любой другой помощи точно не отказались бы.

— Было страшно, — призналась директор Музея частных коллекций и Музея советского детства Олеся Жильцова. — Но мы не падали духом и старались как-то с пользой провести это время: устраивали онлайн-экскурсии, доделали ремонт помещений, где сейчас находится Музей частных коллекций.

Здесь есть и олимпийские мишки, и куклы со всего мира, и коллекция игрушечных лягушек, автомобилей, танков, солдатиков...

Как рассказал директор Ассоциации частных музеев России, руководитель Музея мировой каллиграфии Алексей Шабуров, количество новых музеев растет. Ассоциация выпустила обновленный каталог, в который вошли 475 российских частных музеев. При этом многие площадки живут, пока есть человек, который горит своим делом.

Чтобы привлечь к себе внимание, частные музеи хотят провести форум и большую выставку под рабочим названием «Вначале было слово». Ее презентуют в Москве, а затем планируют показать в городах-миллионниках.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Татьяна Минеева, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Москве:

— Частные музеи оказались в числе самых пострадавших в период пандемии. Финансирование велось за счет внебюджетных средств, поэтому поддержка им необходима. Среди самых востребованных мер, по которым предприниматели дали обратную связь, — отсрочка авансовых платежей, освобождение от уплаты арендных платежей и субсидирование процентной ставки по ранее взятым кредитам.

Читайте также: Начинать день нужно по-цветаевски — с чашечки кофе

amp-next-page separator