Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Уфолог Владимир Ажажа: Капица соглашался, что лучше быть пришельцем, чем проходимцем

Технологии
Уфолог Владимир Ажажа: Капица соглашался, что лучше быть пришельцем, чем проходимцем
Владимир Ажажа (в центре, стоит) на конференции уфологов. / Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»

Одним из самых известных выпусков передачи «Очевидное-невероятное» стал эфир от 13 ноября 1976 г. Он был посвящен тайне Бермудского треугольника. В гостях у Сергея Петровича Капицы был кандидат технических наук Владимир Ажажа, ныне известный уфолог (исследователь НЛО и других паранормальных явлений). Владимир Георгиевич настаивал на том, что в районе Бермуд происходят необъяснимые процессы, а бесстрастный материалист Капица его опровергал: все эти исчезновения кораблей и самолетов можно объяснить законами механики. Под впечатлением от передачи Владимир Высоцкий написал свое знаменитое «Письмо в редакцию телевизионной передачи «Очевидное – невероятное»...». В представлении героя песни Владимир Ажажа – «краснобай и баламут», который «все извилины заплел» пациентам Канатчиковой дачи. Владимир Ажажа рассказал «Вечерке», чем ему запомнилось общение с Капицей и не в обиде ли он на него за скандальную славу.

– Владимир Георгиевич, когда вы познакомились с Сергеем Петровичем Капицей?

– Году эдак в 1957. И произошло это на почве нашего общего интереса к аппарату, который теперь известен под названием «акваланг». Я работал в Институте океанографии и морского хозяйства, возглавлял лабораторию подводных исследований. У меня был акваланг завода «Респиратор» с заводским номером 1. Мы проводили исследования в бассейне, а потом на Клязьминском водохранилище. Сергей Петрович увлекался подводным плаванием, он участвовал в этих погружениях. Он получил из Франции описание аппарата Кусто-Ганьяна (первый безопасный и удобный аппарат для дыхания под водой, изобретенный в 1943 г. Жак-Ивом Кусто и Эмилем Ганьяном. – Прим. ред.) и перевел его – тщательнейшим образом, скрупулезно уточняя каждый термин. И мы «поженили» его перевод с нашим скромным опытом. Получилась брошюра «Подводное плавание с аквалангом», 1958 год, издательство «Рыбное хозяйство». Я поставил на ней две фамилии – свою и Капицы. Но Сергей Петрович свою вычеркнул. Сказал: «Я же только перевел французский текст». Это показатель его рафинированной научной воспитанности, щепетильности…

– Как вы попали в передачу о Бермудском треугольнике?

– Ко мне обратилась Рада Аджубей, заместитель главного редактора журнала «Наука и жизнь». Сказала, что к ним приходят мешки писем с вопросами о Бермудском треугольнике. «Но я в тех местах не был!» – удивился я. «Но ты же моряк!», – сказала Рада Никитична. И призналась, что журнал уже обращался и в Институт океанологии, и в другие организации – все отказывались комментировать «чертовщину». Не хотели, как поется в блатной песне, «грязной тачкой руки пачкать», ронять свое реноме. И я сделал аналитический обзор литературы. Кстати, в наших библиотеках эту литературу достать было непросто, приходилось выцарапывать ее из-за рубежа. Так появилась моя статья «О «летучем голландце», Дьявольском море и Бермудском треугольнике» (1976. № 9). Журнал просил привести там какие-нибудь душераздирающие истории. Потом Высоцкий их обыграл в своей песне.

А Сергей Петрович как раз тогда начал, проламывая запреты, протаскивать на экран темы, которые раньше обходили вниманием или осуждали. Например, кибернетику. И вот он решил меня, как говорится, приложить «фейсом об тейбл», публично выпороть (смеется). Показать, что такое псевдонаука. Но научная мысль на самом деле может быть любой, и способы доказательства могут быть не только научными. Мы, ученые, все думаем по-разному, и в этом наша сила.

Я в той передаче открыто говорил о летающих тарелках. Пришлось затронуть ряд мистических моментов. Началась дискуссия. Вел ее светлой памяти Лев Николаев (Лев Николаев (1937 - 2011), известный популяризатор науки, редактор "Очевидного-невероятного". - Прим. ред.). И вот Сергей Петрович напрягается все больше, и наконец говорит:

– Владимир Георгиевич, то, что вы говорите, ни в какие ворота не лезет!

– Сергей Петрович, конечно, если у этих ворот будут стоять такие стражи, как вы.

Тут Сергею Петровичу изменила выдержка, он вскочил. И Льву Николаеву пришлось нас буквально разнимать.

– Надо же! А я смотрела эту передачу в Интернете, и там нет и в помине таких сцен. Вы сидите с Капицей за столом и очень корректно беседуете. Даже не «ломаете руки», как утверждал герой Высоцкого. И про тарелки я не помню. Что, это вырезали при монтаже?

– Не знаю, я сам того выпуска передачи не смотрел ни разу. Тогда не было видеомагнитофонов. Но я все это помню! И друзья мне говорили, что они это видели и слышали. Насчет «ломая руки» – ну вот, я сейчас, говоря с вами, тоже сильно жестикулирую…  

– Но в передаче этого нет. Не иначе как мистическая аура Бермудского треугольника повлияла. Кстати, а что означают слова из песни Высоцкого «то у вас собаки лают, то руины говорят»?

– Собаки лают в пустоту, когда чувствуют приближение НЛО. Они не видят посторонний объект, но ощущают его присутствие. Вернее, лают только сторожевые псы. Домашние поскуливают и прячутся под диван.

– Кстати, Вы на песню Высоцкого не обиделись?

– Ничуть! Высоцкого я боготворил и продолжаю боготворить. Когда он умер, я был в Репине под Ленинградом. Би-би-си сообщило, что умер Высоцкий. Была белая ночь, я пошел на берег Финского залива. Там кругом камни. И написал стихотворение: «Хоть о камень башкою,/ Хоть кричи – не кричи,/ Я услышал такое/ В июльской ночи – Что в больничном вагоне,/ Не допев лучший стих,/ После долгих агоний/ Высоцкий затих». На Ваганькове я хотел положить стихотворение на могилу, но какой-то парень вырвал у меня листок и убежал. А в стихотворении есть такие слова: «До свидания, тезка!». И потом я увидел это стихотворение за подписью Солоухина (Владимир Солоухин (1924 – 1997), известный русский прозаик. – Прим.ред.). Но я знал Солоухина: он ни за что бы не осмелился написать такое стихотворение и отдать за своей подписью в люди. И одна дама как-то ухитрилась просчитать, что автор – я. Передала его композитору Григорию Жислину, он положил его на музыку…

– Но вернемся к Сергею Петровичу Капице. Вы общались с ним после передачи?

– Конечно. В последние годы мы встречались в Российском новом университете, где Сергей Петрович был научным руководителем. Ректор РосНОУ, Владимир Зернов, предоставлял помещения для наших международных уфологических конференций. Я обязательно заходил к Сергею Петровичу. Он по-прежнему пытался подшучивать надо мною, но это уже было не так просто. Я уже по-другому подходил к решению уфологической проблемы. Уфологию удалось вытащить из вечной мерзлоты описательности: «Вот тарелка пролетела, и ого». Я объединил множество фактов системным подходом и показал, что нас посещают резиденты иного разума – эти самые тарелки. И управляются они киборгами, биороботами. У них нет пищеварительной, нервной, половой системы. Они проводят мониторинг человечества, добывают полезные ископаемые, воруют некоторые элементы. Это ОМОН иного разума, их штурмовые отряды. Живут в укромных местах – под водой, в горных массивах...

– И как Сергей Петрович относился к этим вашим идеям?

– С ироническим скептицизмом. При встречах любил спрашивать:

– Ну как, ОНИ тебя еще не унесли?

А я отвечал:

– Каждый должен быть в своей тарелке.

Или:

– Лучше быть пришельцем, чем проходимцем.

Он кивал и говорил:

– К тебе это не относится.

– Владимир Георгиевич, как, по-вашему, должна быть увековечена память о Капице?

– Ему обязательно надо поставить памятник. Есть же в Москве Аллея космонавтов. Должна быть и Аллея просветителей. Там должны быть бюсты Платона, Циолковского, Достоевского. И, конечно, Капицы. 

Читайте также

Последнее интервью Сергея Капицы: «Главное чудо – то, что мы живем»

Сергей Капица, основатель и бессменный ведущий телепрограммы «Очевидное – невероятное», получил золотую медаль Российской академии наук за выдающиеся достижения в области пропаганды научных знаний, став ее первым обладателем. Вручавший награду президент РАН Юрий Осипов назвал профессора Капицу «целым явлением», благодаря которому «тысячи молодых людей были вовлечены в науку, в культуру, в другие направления деятельности».

Мы беседуем с профессором вскоре после вручения награды.

О фамилии, Кембридже и детских воспоминаниях

- Сергей Петрович, ведь ваш отец Нобелевский лауреат Петр Капица в свое время тоже стал первым лауреатом академической награды.

- Да, это интересное совпадение. В 1956 году Академия наук учредила Большую золотую медаль имени М.В.Ломоносова, и первым ее получил, действительно, мой отец за работы по физике низких температур, которые, кстати, одно время я проводил вместе с ним.

- В физику вы пошли под влиянием отца?

- Да, именно так. Остальные наши родственники были географами. Прадед по линии матери, генерал царской армии Иероним Стебницкий был начальником топографической службы, вице-президентом российского географического общества. Моя бабушка была членом географического общества, занималась фольклором народностей нашей страны. Брат моего отца тоже был географом, и, кстати, первая опубликованная работа отца была связана с исследованием и производством рыбьего жира трески – он даже ездил с этой целью в Мурманск. Мой младший брат Андрей Петрович тоже был географом, много лет преподавал на географическом факультете МГУ, заведовал кафедрой рационального природопользования. К сожалению, летом прошлого года он умер... А я, хоть и являюсь физиком, после перестройки тоже переквалифицировался в географы – стал заниматься проблемами народонаселения Земли. Так что мы – традиционные географы. (Полный текст интервью читайте здесь)

Сергей Капица. Борец, человек убеждений и чести

Своими воспоминаниями о выдающемся ученом с корреспондентами "Вечерней Москвы" поделились коллеги и друзья Капицы.
14 августа на 85-м году жизни скончался знаменитого ученый и создатель передачи "Очевидное-невероятное" Сергей Капица.

Игорь Кириллов, диктор:

- Умер Сергей Капица. Это огромное горе для меня. Это был удивительный человек. Не только выдающийся ученый, но и телеведущий, обладающий очень высокой культурой. Его передачи любили и смотрели зрители разных возрастов. Я много общался с ним, мы вместе проводили творческие вечера. У него была не только потрясающая эрудиция, не только знания, но и необыкновенный артистизм. Он появлялся на экране, говорил: «Добрый день!» и его передачу сразу же хотелось смотреть. Он был очень предан нашему телевизионному искусству. Работал до последних дней. Его уход – огромная потеря для нас всех. Царствие Небесное Ему!

Татьяна Игоревна Балаховская, директор и единственный сотрудник музея-кабинета Петра Леонидовича Капицы:

- Я просто ошарашена от известий о смерти Сергея Петровича! У нас были такие обширные планы по развитию музея его отца – нобелевского лауреата Петра Леонидовича Капицы, мы только накануне обсуждали их. Он был очень заинтересован в этом музее.
Сергей Петрович мечтал во-первых, поднять престиж российской науки, а во-вторых, вернуть оболганному понятию «русская интеллигенция» его первоначальное значение. Именно потому, что он сам был настоящим эталоном русского интеллигента, он и пытался сохранить этот дух в музее.»

Даниил Дондурей, культуролог:

- Все знают Сергея Капицу как выдающегося Просветителя. И это действительно так – он обладал энциклопедическими знаниями и делился ими с людьми. Он был человеком, который вызывал фантастическое доверие. Это редчайшее свойство и добродетель. Я принимал участие в его передачах, и мне показалось, что Сергей Капица интересуется буквально всем – как ребенок. Его передачи смотрели миллионы зрителей. Он был посредником между Знанием и Человеком – с большой буквы. (читайте далее...)

 

 

 

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.