Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Вита Кириченко, учитель года России: Хочу, чтобы столица стала городом грамотных людей

Общество
Вита Кириченко, учитель года России: Хочу, чтобы столица стала городом грамотных людей
Вита Кириченко на вручении премии «Учитель года» в Кремлевском дворце. Она только что получила «Хрустального пеликана» из рук президента / Фото: РИА «Новости»

Эта учительница не боится использовать на уроках непривычный материал: анализировать цитаты из электронных СМИ и обращать внимание на ошибки на рекламе и афишах. Более того, она надеется совместно с ребятами улучшить облик города, избавив его от безграмотных объявлений.

Вита Викторовна, всех очаровала ваша педагогическая инициатива «Москва — город грамотных людей». С чего все началось? Наверное, вы заметили особенно нелепую вывеску и душа закипела…

Все началось с еще более глобального проекта — «Искажение русского языка как угроза национальной безопасности». Мы занимались им год назад. Ребята стали приносить листовки с ошибками, и я сказала: вы бы двигались дальше в этом направлении. У вас у всех в руках гаджеты, заметили табличку или баннер с ошибкой — фотографируйте. Я тоже подмечаю ошибки в вывесках, даже на бегу, такое уж у меня профессиональное зрение. Мы уже собрали большую подборку фотографий.

Можно посмотреть? «На газонах запрещено играть в мячЬ», «РаСрочка до трех лет». Ну, ценниками вроде «Лимон сушОный» уже никого не удивишь... Ой, а это что за баннер — «День роСийской милиции»? Вот позорище!

Просто собрать ошибки и посмеяться над ними мало. Мы решили превратить наши наблюдения в социальный проект. Фотографии будут отправляться в специальный общественный совет (территориальную комиссию, куда будет входить специалист по русскому языку, а еще, возможно, юрист и представитель округа), а он уже будет воздействовать на юридическое лицо, по вине которого город «украсила» безграмотная вывеска. Конечно, привлечь коммерсанта к административной ответственности за ошибку нельзя — у нас ведь даже нет закона о русском языке. Но, возможно, получится придумать форму общественного порицания.

Я говорила с вашими учениками — они в восторге от такой работы. А еще всем очень нравится, что вы на уроках анализируете наряду с примерами из учебников цитаты из Интернета.

Как еще показать, что мы изучаем русский не для школы, а для жизни? Я обращаюсь к тем текстам, что нас окружают, мимо которых и захочешь — не пройдешь…

Часто в падении грамотности и культуры винят ЕГЭ…

Те, кто делает сегодня рекламу, окончили школу еще в эпоху традиционных экзаменов. Это не помешало им писать с ошибками (смеется). Не надо демонизировать Единый государственный экзамен. Как форма проверки знаний по русскому языку — в нынешнем своем виде — он не так и плох. Это объективная проверка, ученик остается один на один с тестом.

А чтобы получить 100 баллов, нужно безупречно выполнить и задания третьей части, в которых проверяется способность излагать свои мысли. Это миф, будто ЕГЭ позволяет выходить в отличники тем, кто двух слов связать не может.

Что касается проверки знаний по литературе, мне, конечно, жаль традиционного сочинения. Правда, в последнее время и оно стало превращаться в формальность из-за изобилия этих сборников с «золотыми сочинениями», откуда многие откровенно списывали.

А у вас на уроках дети пишут сочинения? Как вы добиваетесь того, чтобы они работали самостоятельно?

Стараюсь давать темы, которые позволяют выразить и свое отношение к произведению. Например, при изучении Достоевского можно выбрать: «Роман «Преступление и наказание» в моей читательской биографии». И пусть ученик напишет, что Достоевский, допустим, нагоняет на него тоску и уныние. Но сделает это аргументированно, проанализирует отрывки из романа, которые ему нравятся. Я поставлю ему пятерку и припишу: «Авторскую позицию не разделяю».

А для тех, кто углубленно интересуется литературой, у нас работают «Поэтические гостиные». Собираемся у меня в кабинете, приносим чай, печенье, гитару. Бывают вечера тематические, бывают авторские (ребята читают свои произведения).

В нашем центре образования ведущие профили обучения экономический, юридический, социально-экономический. Много внимания уделяется иностранным языкам. В таких школах дети часто не проявляют интереса к якобы ненужным им предметам. Я горжусь, что многие мои ученики выбирают в 11-м классе ЕГЭ по литературе и русскому, а некоторые поступают потом учиться филологические факультеты, Литературный институт.

Вита Викторовна, а что бы вы пожелали учителям и ученикам?

Коллегам я хочу напомнить два простых девиза: «Учить учиться» и «Главное — оптимизм». А школьникам совет: берите от школы лучшее, не откладывайте на потом возможность получить знания.

Справка

Вита Кириченко (1966 г. р.), окончила филологический факультет Киевского государственного педагогического института имени А. М. Горького (1988) и факультет психологии Московского института открытого образования (2000).

Имеет награды: «Отличник просвещения», «Почетный работник общего образования Российской Федерации», дважды побеждала в конкурсе «Самый классный классный» и получала грант Москвы. Приглашает всех на свой сайт www.vitavik.ru

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.