Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

«Наряжены мы вместе город ведать». Накануне Смуты народ и элита еще говорили на одном языке

Общество
«Наряжены мы вместе город ведать». Накануне Смуты народ и элита еще говорили на одном языке
Приезд иностранцев в Москву XVII столетия. С. В. Иванов, 1901 г. / Фото: «Вечерняя Москва»

В трагедии Пушкина «Борис Годунов» (1825) действие происходит с 1598 по 1605 год. В первой сцене воевода Василий Шуйский говорит князю Ивану Воротынскому:

Наряжены мы вместе город ведать,

Но, кажется, нам не за кем смотреть:

Москва пуста; вослед за патриархом

К монастырю пошел и весь народ.

Но ведь не каждый день народ упрашивал Годунова, укрывшегося в монастыре, принять бразды правления. Как выглядела столица, когда там было «за кем смотреть»?

Москва лежала в пределах нынешнего Садового кольца. С севера на юг простиралась от Сретенских до Серпуховских ворот Земляного города, с востока на запад — от Покровских до Смоленских. С наступлением сумерек город погружался во мрак (фонари появились через полтора столетия), даже на центральных площадях можно было запросто утопить в грязи сапоги. 

— Но, в отличие от Европы здесь не было налезающих друг на друга высоких домов, где все жили друг у друга на голове, — говорит историк Александр Лаврентьев, доцент ГУ «Высшая школа экономики». — Даже простолюдины старались обзавестись отдельной избушкой, а дома побогаче были окружены палисадниками. И Кремль был не единым зданием, как дворцы европейских королей, а «деревней» из множества изб.

В трагедии есть сцены на Красной Площади, на Девичьем поле, на Лобном месте. Какая она, московская улица XVI-XVII в.? Между горожанами снуют торговцы пирогами и квасом, прохаживаются стрельцы с бердышами (тяжеленные секиры в человеческий рост)… В торговых рядах купцы из Бухары расхваливают узорчатые шали, украшения, хну и сурьму.

Косметику москвички любили так, как нынешним модницам и не снилось. Выходить без макияжа на улицу считалось просто неприличным.

Немецкий путешественник XVII в. Адам Олеарий писал: «в городах они все румянятся и белятся, притом так грубо..., что кажется, будто кто-нибудь пригоршнею муки провел по лицу их и кистью выкрасил щеки в красную краску. Они чернят также, а иногда окрашивают в коричневый цвет брови и ресницы (…). Знатнейшего вельможи и боярина князя Ивана Борисовича Черкасского супруга, очень красивая лицом, сначала не хотела румяниться. Однако ее стали донимать жены других бояр, зачем она желает относиться с презрением к обычаям... их страны (...) и этой от природы прекрасной женщине пришлось белиться и румяниться и, так сказать, при ясном солнечном дне зажигать свечу».

Кстати, об иностранцах. В московской толпе запросто можно было услышать английскую или немецкую речь.

— При Годунове в Москве было много иностранцев — купцов, послов, лекарей, — говорит Александр Лаврентьев. — На Варварке была резиденция британской торговой Московской компании (сейчас — Старый Английский двор).

Юродивый Николка бросает в лицо Годунову: «Нельзя молиться за царя Ирода». Нищих было множество (особенно после голода 1601–1603 годов), их не полагалось обижать. Подавая милостыню, человек чувствовал душевное облегчение. Историк Василий Ключевский писал: «Как в клинике необходим больной, чтобы научиться лечить болезни, так в древнерусском обществе необходим был сирый и убогий, чтобы воспитать... навык любить человека».

Заметьте, царь спокойно появляется на публике, никто не разгоняет ради этого толпу.

— Между миром царского двора и миром простых москвичей не было резкой границы, — говорит Александр Лаврентьев. — Горожане запросто ходили через территорию Кремля в Успенский собор поклоняться Владимирской иконе Божьей Матери.

Заглянем в покои Годунова (они находились за Соборной площадью, остатки строений сейчас входят в состав Большого Кремлевского дворца). Сцена с царевичем Федором, который чертит географическую карту: «Учись, мой сын, наука сокращает/ Нам опыты быстротекущей жизни...» Когда в 1994 году трагедию ставили во МХАТе, Александр Лаврентьев (он был историческим консультантом) предложил надеть на юного знайку очки.

— В Оружейной палате хранятся очки Алексея Михайловича, — объясняет Александр Владимирович. — И за век до этого при царском дворе ими вполне могли пользоваться. Ведь в Европе очки были известны с XIII в.

Допетровская Русь, вопреки мифам, не была закрыта для западного опыта, а проводником нового всегда выступала элита. Но вообще элита и простолюдины в то время говорили на одном языке, одевались в одежду одинакового покроя (только у боярина шуба была крыта атласом, а у мужика — из волчьей шкуры мехом наружу). Они принадлежали к одному культурному типу.

Только через 100 лет (или «всего» через 100 лет?) дворяне начали втискиваться в корсеты и камзолы, танцевать «минувет» и щебетать «мин херц». Но об этом — в следующем выпуске нашей рубрики.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.