Улучшение памяти – всего лишь теория
Исследователи из Техасского университета в Хьюстоне выяснили, что нейроны лучше «запоминают» информацию, если придерживаться определённого расписания обучающих стимулов.
«Вечерка» проконсультировалась у нейробиолога, докторанта Тюбингенского Университета «Карла Эберхарда» ( Германия) Ксении Варакиной:
– Чтобы мозг функционировал, сигнал передается от одного нейрона, к другому. Память работает также. Она синтезирует белки внутри клетки и затем передает их клеткам, т.е. нейронам, таким образом в мозгу передается информация. Чем больше соединений между нейронами, тем лучше циркулирует информация в мозгу. Исследователи из Техасского университета построили математическую модель, которая позволяет увеличить количество контактов между клетками и способствует более эффективной работе нейронов, что способствует улучшению процесса запоминания и лечению людей с потерей памяти.
Ученые рассчитали по математическим формулам модель процесса: с какой скоростью это проходит, в какой момент времени и т.д. Они выяснили, что если воздействовать на клетки именно в конкретный момент времени, то эта схема наиболее эффективна.
Нейробиологи испробовали это на клетке моллюсков, которые лучше всего подходят для подобных экспериментах, потому что их нейронные клетки можно увидеть невооруженным взглядом, а у млекопитающих все клетки очень маленькие, и их видно только под микроскопом.
Итак, ученые сначала капали на моллюск специальную жидкость, которая тормозит передачу сигнала, белки перестают синтезироваться, не выходят на мембрану и сигнал к клеткам не поступает. А потом с определенной периодичностью капали вещество, которое способствовало сигналу высвобождения сигналов. Они выяснили, что если с определенной периодичностью это вещество капать, то восстанавливаются все связи, которые были между клетками.
Улучшение памяти – это всего лишь теория. И сравнивать моллюска и человека – глупо. Конечно есть ноотропы, которые улучшают кровоснабжение головного мозга, в результате чего он функционирует быстрее. Известно, что большое количество крови, кислорода, питательных веществ в головном мозге способны поддерживать клетку в нормальном состоянии. Но в любом случае, быстрее определенного лимита процесс запоминания происходить не будет. В мозгу определенное устанавливается во время роста количество соединений, во взрослом возрасте кол-во соединений не может увеличиться, ты можешь по максимуму использовать то, что у тебя есть. И, если память потеряна, то вернуть ее ничего не сможет.
Есть старый эксперимент, который проводился в Гарварде в Массачусетском Технологическом Университете. Брали две группы грызунов. Одних сажали в пустую клетку, а в клетку других поместили игрушки, которые экспериментатор периодически перемещал.
Через некоторое время обеим группам грызунов нужно было пройти лабиринт. Те, которые выросли в постоянно меняющихся условиях, прошли лабиринт быстрее, и способность к обучению у них была выше и эффективнее. Когда же взяли их мозг на исследование, выяснилось, что нейронов там больше.
Так же как и среди двух близнецов с одинаковым количеством нейронных связей в мозгу, один может быть глупее другого, потому что он их не использует.