«Кошки» на Комсомольском

[b]На премьере побывал и сам автор – композитор Эндрю-Ллойд Уэббер.[/b]Премьера стала заметным светским событием. По красной дорожке, расcтеленной на ступенях Дворца молодежи, поднялись мэр Юрий Лужков с супругой Еленой Батуриной и дочками Олей и Аленой, создатели собственных мюзиклов Тигран Кеосаян и Екатерина фон Гечмен-Вальдек, скульптор Зураб Церетели, певица Анита Цой, политик Борис Немцов и другие. Сам же автор предпочел пройти на спектакль по-кошачьи незаметно – через черный ход. Зато, как и обещал, в конце спектакля поднялся на сцену, чтобы поблагодарить русских артистов за старания.Зная печальную судьбу российских мюзиклов (и доморощенных, и лицензионных фирменных шоу), можно было бы предположить, что у «Кошек» мало шансов выжить в этом суровом мире.Однако продюсеры полны оптимизма: спектакль, который предлагается Москве, – настоящая бродвейская жемчужина. Легендарные «Кошки», созданные поэтом, нобелевским лауреатом Томасом Стернзом Элиотом и композитором Эндрю-Ллойдом Уэббером (его перу принадлежат такие шедевры, как рок-опера «Иисус Христос суперзвезда» и «Призрак оперы»), на Бродвее продержались более восемнадцати (!) лет.Возможно, и на Комсомольском проспекте «Кошки» сумеют побить рекорд средней продолжительности жизни российских мюзиклов, потому как воплотились в отечественной версии вполне достойно и симпатично.Продюсеры, как и обещали, перестроили дворец изнутри, обив зрительный зал и фойе (пол, стены и потолки) темно-бордовым бархатом, так что МДМ не узнать. Декорации, костюмы (шикарные трико с хвостами разнокалиберных кошек), грим (сколько париков и тонн грима уходит ежедневно на подготовку к спектаклю – одна из фишек «Cats») выполнили по фирменной рецептуре оригинального спектакля. Несмотря на то, что декорации в течение всего спектакля практически не меняются (это городская помойки при тусклом свете луны), да и никаких особых коллизий на ее фоне, в общем, не происходит, действие держит зрителя в напряжении от начала и до самого конца.В первую очередь, благодаря замечательной музыке Эндрю-Ллойлда Уэббера. В «Кошках» нет такой россыпи шлягеров, как в «Иисусе Христе суперзвезде» (единственный суперхит – романс Memory), однако остальные номера тех, кто впервые знакомится с этой вещью, не разочаруют. Есть здесь и «криминальный» блюз, и свинг, и арии, и элементы архаичного рока в духе «ИХС». Что касается текстов, актер и музыкант Алексей Кортнев, автор ироничных песен группы «Несчастный случай», сумел сделать весьма убедительный и остроумный перевод.(Например, так трогательно звучит в сценке «Гус-театральный кот» пение старого Гуса «…а звезды всех мюзиклов и антреприз не заменят и пары тогдашних актрис»!).Комплиментов заслуживает и постановка (режиссер российской версии – популярный хореограф Егор Дружинин). Исполнители роли котов оказались, наверное, теми самыми универсалами, о которых так долго мечтали наши «мюзикальные» магнаты. Вызывает удивление то, как кошачья парочка Мангоджери и Рамплтизер (имена у кошек действительно страшные: Гроултайгер, Джеллилорум и Скимблшенкс) поют веселые куплеты и в паузах успевают совершать почти акробатические трюки и «переезжать» колесом через головы друг друга. А кот-маг по имени мистер Мистофелис в конце своего выхода (вокального!) крутит фуэте и вообще больше напоминает балеруна, исполняющего вариации из балета «Дон Кихот».Искушенный любитель мюзикла, конечно, немедленно подумает, что это фонограмма. И будет разочарован: артисты поют вживую. И даже не под «минусовку», а живой оркестр, который прячется за сценой (публика на противоположной сцене стороне может видеть дирижера за пультом на мониторе).Заканчивается спектакль очень красиво: самая несчастная, самая облезлая кошка Гризабелла поет знаменитую «Memory» («Память») (в этой партии некогда блистала сама Сара Брайтман, экс-супруга композитора) и отправляется самым мудрым старым котом Дьютероном в кошачий рай. С неба спускается блестящий трап, и Гризабелла поднимается по нему и исчезает в потолке, символизирующем этот самый рай.Посмотреть на «Кошек» можно отныне в любой день, кроме понедельника.