Наталия Трапезникова: Читайте карту своих возможностей
Из кабинета Наталии Александровны открывается вид на Москву-реку. На другом берегу высится Братеево. Сразу запомнишь, что левый берег пологий, а правый — крутой. Наталия Трапезникова использует все возможности, которые предлагает город для образования, и открывает ученикам глаза как на родной округ, так и на другие районы.
— Наталия Александровна, у вас тут прямо идеальное место для преподавания географии!
— Да, действительно! Мои уроки часто начинаются со слов: «Посмотрите, пожалуйста, в окно»… И далее от описания увиденного мы переходим к открытию нового знания. Причем часто происходит это не совсем стандартно. Например, если мы изучаем тему: «Облака», я предлагаю своим ученикам сравнить облака за окном и облака на картинах великих пейзажистов: Исаака Левитана, Василия Поленова, Олега Ладыгина, Александра Капустина. У ребят, как правило, возникает целый спектр вопросов: «Почему облака внешне отличаются? В чем причина их образования?» Цель урока сформулирована! А значит, каждая минута драгоценного времени не будет потрачена зря.
— Наверное, трудно бывает усидеть в классе, когда такой вид за окном!
— И не только поэтому. Нам уже давно тесно в школьных стенах, да и формата урока в 45 минут нам мало. Да и как можно не пользоваться возможностями, которые дарит такой город? У нас в округе есть потрясающий Дворец творчества детей и молодежи «Интеллект». Там множество интерактивных моделей, которые позволяют постичь физику природных явлений, например, атмосферное давление, облака, атмосферные вихри, цунами... Кстати, подобные модели есть в «Экспериментариуме» и «Лунариуме» Большого Планетария Москвы. А музей землеведения МГУ имени М.В. Ломоносова? Он же находится в главном корпусе на нескольких этажах, начиная с 24-го. Представляете, какой вид открывается из окон? Москва как на ладони!
— Вы со своими учениками часто ходите на экскурсии?
— Нет. Скорее я использую ресурсы музеев, да и вообще Москвы, чтобы продуктивно провести урок. Современным детям тяжело воспринимать монологическую речь. Им нужна деятельность, возможность работать в сотрудничестве. Вот, например, совсем недавно я проводила занятие со своими шестиклассниками по теме «Вулканы» в Центре развития творчества детей и юношества «Технорама на Юго-Востоке». У ребят возник вопрос, есть ли вулканы где-то, кроме Земли. Не успела я ответить, как преподаватель из «Технорамы» включился в разговор. Он пригласил нас посетить Планетарий, где рассказал, что вулканическая деятельность характерна для молодых планет…
Продолжали изучение вулканов мы уже в Геологическом музее им. В.И. Вернадского. Нам представилась возможность не только посмотреть, но и потрогать своими руками горные породы вулканического происхождения. Ребята познакомились с работой сейсмографа.
А недавно стартовал городской проект «Арктика». Мы съездили на «Речной вокзал»…
—Почему не в Алтуфьево? Оно еще севернее. Шутка.
— Потому что там есть кинотеатр IMAX 3D. Посмотрели фильм об Арктике и прослушали интерактивную лекцию путешественницы Александры Марчук. А потом с огромным интересом выполнили задания в командах по технологическим картам. И теперь продолжаем изучать этот удивительный край, но уже у себя в школе, выполняя поэтапно задания. К счастью, у меня есть совершенно потрясающий атлас Северного Ледовитого океана. Посмотрите, полистайте. Представляете, он – мой ровесник.
— Но ведь не всегда есть возможность поехать на урок в музей?
— Конечно. Здесь нам очень помогают виртуальные экскурсии, предложенные большинством музеев. А благодаря Google Планета Земля мы за один урок успеваем столько мест посетить. Не вставая из-за парты в классе, мы можем побывать в Австралии, Африке или просто «выйти» из школы, перейти дорогу, очутившись в Парке 850-летия Москвы, познакомиться с особенностями антропогенных ландшафтов. А знаете ли Вы, что Москва – это единственная европейская столица, сохранившая на своей территории разнообразные естественные леса, большие луговые пространства и настоящие озера? Видите, сколько поводов дают уроки географии, чтобы все более и более влюбляться в наш город? А самое главное, у моих учеников рождается еще большее желание открывать!
— А мультимедийные технологии не выхолащивают смысл из географии? Нынешние Митрофанушки могут сказать: «Не дворянская это наука, на то навигаторы есть».
— А я в ответ спрошу: «А что, вас навигатор никогда не подводил?». Надо уметь ориентироваться на местности. А технологии, напротив, помогают. Детям сейчас психологически проще переносить данные из атласа на интерактивную доску, чем на контурную карту. Они привыкли получать результат в один клик. Хотя место обычной карте на моих уроках всегда найдется! Представляете, сегодня ребята принесли карту Москвы 1960-х годов. Я им говорю: посмотрите, как изменился наш город. А они мне в ответ: «Да нет же!» Один скорее атлас Москвы листать начал, другой – к компьютеру Яндекс-карты открыл. Перемена пролетела незаметно!
И все-таки я стараюсь проводить больше уроков на местности. Частенько ездим в Дзержинский или Крылатское. Здесь еще сохранились места, позволяющие совершить путешествие в далекое прошлое нашей планеты и убедиться, что на месте Москвы раньше было море. Иногда мы находим иглы морских ежей, правда последнее время случается это все реже.
— А что там за стеклом в шкафу?
— Вас заинтересовала моя коллекция окаменелостей? Это аммониты, белемниты и трилобиты. Я люблю путешествовать! И во времени тоже! Возьмите в руки, прикоснитесь к истории. Они уже давно все вымерли… Представляете, сколько эмоций у ребят на уроке? Вам наверно, знакома китайская мудрость: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Позволь мне сделать, и это станет моим навсегда»? Я стараюсь ей следовать. Может быть поэтому среди моих учеников все больше неравнодушных.
СПРАВКА
Наталия Трапезникова родилась в 1980 году. Окончила Пензенский государственный педагогический университет имени В. Г. Белинского (2002), прошла профессиональную переподготовку в Московском институте открытого образования (2008). Обучалась в аспирантуре Российского государственного социального университета (2008–2011). Эксперт ЕГЭ и ГИА-9, автор методических рекомендаций.