Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Наталия Трапезникова: Читайте карту своих возможностей

Общество
Наталия Трапезникова: Читайте карту своих возможностей
Ученики Наталии Трапезниковой любят работать с интерактивными картами, но умеют обращаться и со старыми добрыми атласами. Например, сравнивать карту XIX века с современной / Фото: Антон Гердо, «Вечернеяя Москва»
4 марта, заседает конкурсная комиссия «Педагога года Москвы-2014»: выясняют, кто пройдет в третий тур. Итоги подведут в конце апреля. Отличные шансы есть у Наталии Трапезниковой, учителя географии школы № 1141.

Из кабинета Наталии Александровны открывается вид на Москву-реку. На другом берегу высится Братеево. Сразу запомнишь, что левый берег пологий, а правый — крутой. Наталия Трапезникова использует все возможности, которые предлагает город для образования, и открывает ученикам глаза как на родной округ, так и на другие районы.

Наталия Александровна, у вас тут прямо идеальное место для преподавания географии!

— Да, действительно! Мои уроки часто начинаются со слов: «Посмотрите, пожалуйста, в окно»… И далее от описания увиденного мы переходим к открытию нового знания. Причем часто происходит это не совсем стандартно. Например, если мы изучаем тему: «Облака», я предлагаю своим ученикам сравнить облака за окном и облака на картинах великих пейзажистов: Исаака Левитана, Василия Поленова, Олега Ладыгина, Александра Капустина. У ребят, как правило, возникает целый спектр вопросов: «Почему облака внешне отличаются? В чем причина их образования?» Цель урока сформулирована! А значит, каждая минута драгоценного времени не будет потрачена зря.

— Наверное, трудно бывает усидеть в классе, когда такой вид за окном!

— И не только поэтому. Нам уже давно тесно в школьных стенах, да и формата урока в 45 минут нам мало. Да и как можно не пользоваться возможностями, которые дарит такой город? У нас в округе есть потрясающий Дворец творчества детей и молодежи «Интеллект». Там множество интерактивных моделей, которые позволяют постичь физику природных явлений, например, атмосферное давление, облака, атмосферные вихри, цунами... Кстати, подобные модели есть в «Экспериментариуме» и «Лунариуме» Большого Планетария Москвы. А музей землеведения МГУ имени М.В. Ломоносова? Он же находится в главном корпусе на нескольких этажах, начиная с 24-го. Представляете, какой вид открывается из окон? Москва как на ладони!

— Вы со своими учениками часто ходите на экскурсии?

— Нет. Скорее я использую ресурсы музеев, да и вообще Москвы, чтобы продуктивно провести урок. Современным детям тяжело воспринимать монологическую речь. Им нужна деятельность, возможность работать в сотрудничестве. Вот, например, совсем недавно я проводила занятие со своими шестиклассниками по теме «Вулканы» в Центре развития творчества детей и юношества «Технорама на Юго-Востоке». У ребят возник вопрос, есть ли вулканы где-то, кроме Земли. Не успела я ответить, как преподаватель из «Технорамы» включился в разговор. Он пригласил нас посетить Планетарий, где рассказал, что вулканическая деятельность характерна для молодых планет…
Продолжали изучение вулканов мы уже в Геологическом музее им. В.И. Вернадского. Нам представилась возможность не только посмотреть, но и потрогать своими руками горные породы вулканического происхождения. Ребята познакомились с работой сейсмографа.
А недавно стартовал городской проект «Арктика». Мы съездили на «Речной вокзал»…

Почему не в Алтуфьево? Оно еще севернее. Шутка.

— Потому что там есть кинотеатр IMAX 3D. Посмотрели фильм об Арктике и прослушали интерактивную лекцию путешественницы Александры Марчук. А потом с огромным интересом выполнили задания в командах по технологическим картам. И теперь продолжаем изучать этот удивительный край, но уже у себя в школе, выполняя поэтапно задания. К счастью, у меня есть совершенно потрясающий атлас Северного Ледовитого океана. Посмотрите, полистайте. Представляете, он – мой ровесник.

— Но ведь не всегда есть возможность поехать на урок в музей?
— Конечно. Здесь нам очень помогают виртуальные экскурсии, предложенные большинством музеев. А благодаря Google Планета Земля мы за один урок успеваем столько мест посетить. Не вставая из-за парты в классе, мы можем побывать в Австралии, Африке или просто «выйти» из школы, перейти дорогу, очутившись в Парке 850-летия Москвы, познакомиться с особенностями антропогенных ландшафтов. А знаете ли Вы, что Москва – это единственная европейская столица, сохранившая на своей территории разнообразные естественные леса, большие луговые пространства и настоящие озера? Видите, сколько поводов дают уроки географии, чтобы все более и более влюбляться в наш город? А самое главное, у моих учеников рождается еще большее желание открывать!

А мультимедийные технологии не выхолащивают смысл из географии? Нынешние Митрофанушки могут сказать: «Не дворянская это наука, на то навигаторы есть».

— А я в ответ спрошу: «А что, вас навигатор никогда не подводил?». Надо уметь ориентироваться на местности. А технологии, напротив, помогают. Детям сейчас психологически проще переносить данные из атласа на интерактивную доску, чем на контурную карту. Они привыкли получать результат в один клик. Хотя место обычной карте на моих уроках всегда найдется! Представляете, сегодня ребята принесли карту Москвы 1960-х годов. Я им говорю: посмотрите, как изменился наш город. А они мне в ответ: «Да нет же!» Один скорее атлас Москвы листать начал, другой – к компьютеру Яндекс-карты открыл. Перемена пролетела незаметно!
И все-таки я стараюсь проводить больше уроков на местности. Частенько ездим в Дзержинский или Крылатское. Здесь еще сохранились места, позволяющие совершить путешествие в далекое прошлое нашей планеты и убедиться, что на месте Москвы раньше было море. Иногда мы находим иглы морских ежей, правда последнее время случается это все реже.

— А что там за стеклом в шкафу?

— Вас заинтересовала моя коллекция окаменелостей? Это аммониты, белемниты и трилобиты. Я люблю путешествовать! И во времени тоже! Возьмите в руки, прикоснитесь к истории. Они уже давно все вымерли… Представляете, сколько эмоций у ребят на уроке? Вам наверно, знакома китайская мудрость: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Позволь мне сделать, и это станет моим навсегда»? Я стараюсь ей следовать. Может быть поэтому среди моих учеников все больше неравнодушных.

СПРАВКА

Наталия Трапезникова родилась в 1980 году. Окончила Пензенский государственный педагогический университет имени В. Г. Белинского (2002), прошла профессиональную переподготовку в Московском институте открытого образования (2008). Обучалась в аспирантуре Российского государственного социального университета (2008–2011). Эксперт ЕГЭ и ГИА-9, автор методических рекомендаций.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.