Я звучу, а значит — я живу. И стираются временные границы, остается лишь звук...
Теперь образы известных деятелей далеких лет будут складываться не только на основе прочтения их биографии и работ, но и в дополнении фрагментов выступлений героев минувшего времени – ушедших, но оставивших потомкам частички себя.
Корреспондент «Вечерки» первой отправилась в РГАФД, чтобы узнать поподробнее о плодотворном союзе и на мгновение погрузиться в атмосферу прошлого, мир голосов великих поэтов, политиков и ученых.
В коридорах фоноархива, расположенного в Лефортовском дворце, тихо – «храм звуков» до времени молчит. Директор Владимир Коляда рад встрече: новый проект достоин внимания, ведь шанс услышать, скажем, стихи Есенина в его собственном прочтении или оригинал выступления Берии на смерть Сталина раньше был у единиц, а теперь он есть у каждого. Причем для этого не нужно даже вставать из-за компьютера – это ли не подарок для ленивых?
- Мы с «Википедией» вышли друг на друга обоюдно. Их очень интересовало наше собрание, которое содержит огромное количество голосов, - начал Владимир Александрович. – Работа только началась, решили идти по хронологии. Началась отечественная грамзапись в 1902 году, и основная часть дореволюционных записей принадлежит периоду с 1902 по 1915 год. Мы уже передали голоса оперных и эстрадных артистов, из политиков есть записи только двоих – председателя первой Госдумы Сергея Муромцева и известного деятеля Павла Милюкова. Ведь нельзя забывать о таких нюансах, как авторское, исполнительское и интеллектуальное право, а с ними уже нет ограничений – времени прошло достаточно. Что касается более «молодых» голосов, тут все вопросы будут решать юристы «Википедии». Есть у нас и раритеты – например, голос Троцкого, единственная запись, на которую мы наткнулись по счастливой случайности. А еще по ходу обсуждения проекта «Викиголос» у нас возникла мысль о его продолжении проектом «Викимузыка» - публикацией в сети фрагментов записей известных живых выступлений.
Из директорского кабинета переходим в читальный зал. Здесь, вопреки привычным для таких мест воззваниям к тишине, стоят музыкальный центр, граммофон, патефон с уже заезженной пластинкой…
А читают здесь, пожалуй, известных деятелей, причем по их голосам. Ведь голос может рассказать о человеке многое. Временные границы стираются, стрелки часов как будто исчезают, остается лишь звук, и становится неважно, находишься ты в Лефортовском дворце сегодняшнего дня или сидишь в одном из любимых кабаков Есенина, как раз напротив поэта, и он низким голосом с хрипотцой нараспев читает что-то из свеженаписанного, а за окном – июнь 1920 года...
Голос Сталина звучит непривычно – без ярко выраженного грузинского акцента, с которым его изображают актеры в фильмах. А вот совсем молоденький юноша обращается к «людям всех стран и континентов»: «Через несколько минут могучий космический корабль унесет меня в далекие просторы вселенной!...» Так вот как говорил Юрий Гагарин! В голове крутится мысль, что все они остаются живы, пока звучат их голоса.
Временная петля начала «развязываться» лишь на улице, когда привычный «Сплин» в плеере очень символично запел «Время назад».
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Марина Лазарева, заведующая читальным залом РГАФД:
– Работа только началась, решили идти по хронологии — с 1902 года, когда только началась отечественная грамзапись. Основная часть дореволюционных записей принадлежит периоду с 1902 по 1915 год, и с ними, по крайней мере, не возникнет проблем. Ведь нельзя забывать и о таких нюансах, как авторское, исполнительское и интеллектуальное право, а с ними уже нет ограничений — времени прошло достаточно.