Разговаривай веером!

Развлечения

«Кусково» принимает у себя «Хрустальную Турандот» в десятый раз, хотя сама премия существует дольше. «Турандот» однажды пробовала обосноваться в Третьяковской галерее, боролась с финансовыми трудностями, тонула и выплывала, но вновь и вновь возвращалась туда, где ей было так хорошо, – в Кусково. Директор усадьбы провела смелые параллели в связи с этим юбилеем: фамилия «отца» премии – Беленький – сочетается по цвету с залом, где проходит церемония, ну а имя его – Борис Петрович – делает его полным тезкой самого графа Шереметева. И намекнула, что постоянной прописке «Хрустальной Турандот» может прийти конец.За последние два года китайская принцесса Турандот сильно раздобрела и обрусела – роль капризной принцессы перекочевала от Марины Есипенко к ее коллеге по театру Марии Ароновой, а элегантного принца Калафа Евгения Князева заменил простецкий-удалецкий сват в исполнении Дмитрия Назарова, справляющий свою работу без всяких там загадок. По сюжету сват предлагал уморительно смешной Турандотихе женихов (дебютанта, художника, актера, режиссера, даже актрису, даже целый спектакль), а та, как водится, ломалась и только награждала каждого жениха-лауреата стройными статуэтками. Года, кажется, окончательно склонили Бориса Беленького (писавшего умильными «беленькими» стихами сценарии прежних церемоний) к суровой прозе, и это явно пошло ей на пользу. Можно даже предположить, что Дмитрий Назаров, поднаторевший в ведении телепередач, самые вкусные шутки добавил от себя. Ну да не суть важно. Прогнав шалунью рифму, Беленький обратился к газетной критике. Понадерганные из контекста, прочитанные на особый ернический манер, цитаты из газетных рецензий выглядят то сюром, то стебом, то конфузом, но только не анализом. Громче всего в момент такого цитирования хохочет критическая галерка.Сватовство началось, что называется, «за упокой». Лучшим дебютантом стал Петр Кислов, еще не окончивший Школу-студию МХАТ, из спектакля «Изображая жертву» Кирилла Серебренникова. Его герой, напомним, изображал жертв в следственных экспериментах, а потом убил мать, отчима и свою подружку. «Ничего, без свекрови потише», –рассудила Турандот, но от молоденького отказалась. Художник Николай Симонов, который назвал свой привокзальный буфет в «Лесе» строчкой из Островского «А не удавиться ли мне?», заставил Турандот призадуматься: «А что же он напишет после нашей женитьбы?» – «Уже ничего», – заверил ее сват.В общем, Турандот взмолилась и запросила женихов «без кровавых мальчиков в глазах». Тогда ей был предложен 90-летний Владимир Зельдин, он же Дон Кихот, он же Мигель де Сервантес Сааведра (на сцене, разумеется). Злополучные критики написали, что он поднимается с колен мгновенно и без посторонней помощи, а сочная на язычок Турандот охарактеризовала своего «жениха» стройным кипарисом парка Юрского периода. Кстати, кандидатурой Зельдина всерьез заинтересовалась Книга Рекордов Гиннесса. Секрет необыкновенной мощи Владимира Михайловича выдал его ученик, коллега и «вручант» Александр Домогаров, которого Зельдин учил играть: «Сашка, разговаривай веером». Зал приветствовал Зельдина стоя.Лучшая женская роль досталась знаменитой троице «фоменок» – Галине Тюниной, Полине и Ксении Кутеповым – за роли «алчных, молоденьких, незамужних трех сестер». «Добро пожаловать в Москву», – приветствовала их душевнейшая Турандот.Затем взбалмошной Турандот захотелось режиссера – мол, сейчас они царствуют на сцене, а я царских кровей. Сват предложил ей Сергея Женовача, который поставил со своими студентами «Мальчиков» по «Братьям Карамазовым» Достоевского. Какого-то журналиста угораздило назвать его «большим специалистом по «мальчикам», но если говорить всерьез, своей известностью «Мальчики» отчасти обязаны и журналистам. «Мальчики» вместе с другими спектаклями курса Женовача вскоре станут театром-студией.В номинации «За честь и достоинство» «Хрустальной Турандот» удостоился Михаил Зайцев, директор Театра им. Маяковского с 45летним стажем, перевидавший множество актеров и режиссеров. И актрис – «по их телам он шел к твоему телу», – старался сват растопить сердце Турандот. Зал поднялся во второй раз.Лучшим спектаклем сезона признали «Лес» в постановке Кирилла Серебренникова, безусловного фаворита этого вечера. Турандот вконец растерялась, помянула свою подругу Агафью Тихоновну из гоголевской «Женитьбы» и запричитала: «Что делать мне, маленькой, хрупкой, беззащитной китайской девушке?» Но тут на сцену внесли еще одну статуэтку – хрустальную розу, не премию даже, а знак поддержки, чистой дружбы и прозрачных помыслов, предназначенный Николаю Караченцову. Мария Аронова и Дмитрий Назаров, оставив казенный текст, заговорили от себя. За призом поднялись Инна Чурикова и Людмила Поргина («У нее дар Божий – она лишена уныния», – сказала про коллегу Инна Михайловна). Зал поднялся в третий раз и долго аплодировал.

amp-next-page separator