Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Вениамин Смехов: «Русский язык – мерило всего, чем меня незаслуженно одарила жизнь»

Развлечения
Вениамин Смехов: «Русский язык – мерило всего, чем меня незаслуженно одарила жизнь»
Актер Вениамин Смехов  / Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»
10 августа знаменитый актер, режиссер, литератор отмечает свой день рождения.

Сегодня знаменитый Атос из фильма «Д’Артаньян и три мушкетера» выходит на сцену сам и поддерживает молодых. Причем не только артистов, но и литераторов. Не так давно стало известно, что Вениамин Борисович станет председателем жюри Всероссийской литературной премии им. Валерия Прокошина. И хотя звонок корреспондента «ВМ» застал Вениамина Борисовича в Бостоне, разговор о поэзии, русском слове и разнице между понятиями «провинция» и «столица» оказался важным и потому – состоялся.

- Вы станете председателем жюри Прокошинской премии, которая призвана поддержать авторов из провинции. Что побудило Вас участвовать в этом проекте?

- Сейчас у меня очень плотный график, и то, что я не могу не ответить на этот вопрос – уже сам по себе ответ. Во-первых, так или иначе, я всю жизнь привязан к поэзии – и как актер, и просто как человек. Поэзия в Театре на Таганке словно открывала легкие зрительному залу и актерам. Нашими первыми друзьями и членами Худсовета были большие поэты – Окуджава, Самойлов, Слуцкий, Вознесенский, Евтушенко, Ахмадулина…

Волшебная сила поэзии была прописана в репертуаре Золотого века Таганки. А сегодняшний день зарифмован с тем временем очень странно. Сейчас есть потребность надышаться воздухом настоящего искусства, вопреки тому, что предлагает нынешняя жизнь. Не так давно таким воздухом дышалось на фестивале «Текстура» Эдуарда Боякова. Когда в начале фестиваля я читал стихи, зал оказывался переполнен людьми, которым было еле-еле до 25 лет. И все они были наделены, как сказал бы Маяковский, прекрасной болезнью. Эта увлеченность поэзией часто выдает результаты мало для меня интересные - профанацию, графоманию, приблизительность, и хуже того – угодливость. Но при этом и сегодня рождаются настоящие стихи и настоящие поэты. Валерий Прокошин, как и Борис Рыжий, как и еще несколько их сверстников, - это чудо. Мне радостно надеяться, что ребята-участники Прокошинского конкурса внимательно читали Прокошина, этого самобытного, натурального, блестящего поэта России. Его стихи - такой же родниковой воды русское Слово, как стихи Рубцова или Есенина. И судьба Валерия Прокошина, этого могучего, высококультурного человека, который уходил от приблизительности школьных прописей и был гением самообразования, воспитывает не только молодых, но и нас, тех, кто прожил жизнь. Я думаю, этот конкурс – процесс не только просветительства, но и самовоспитания – продышаться хорошей поэзией. Я очень надеюсь, что рядом с именем Прокошина халтуры не будет. Тем более, что инициаторы этой премии – истинно одаренные люди.

- В конкурсе могут участвовать только поэты из провинции. На Ваш взгляд, это правильно?

- Я не знаю, правильно или нет, что здесь обойдены поэты Москвы и Питера. Организаторы премии люди умные, им хорошо знаком весь круг современной молодежи, пишущей стихи, поэтому им виднее.

Про себя же могу сказать так. Я москвич, а Ленинград, ныне Санкт- Петербург, - мой любимый город. Ленинградская традиция поэзии необыкновенна. Там и Бродский, и Кушнер, и Митьки, и шутовская поэзия… Москва тоже никогда не отставала от Северной столицы, здесь всегда было много оригинальных поэтов… Нынче мы с женой - киноведом Галиной Аксеновой – последние лет 10, если не больше, активно путешествуем по нашей стране – Омск, Пермь, Новосибирск, Тула, Воронеж…И я могу так сказать: провинция – это не географическое понятие, а, скорее, морально-человеческое. И там, где нет перегрузки грехов власти перед человеком, где нет агрессии дорожных и метафорических пробок - все как-то живее, человечнее. В этих краях легче себя чувствуешь, особенно, когда речь идет о культуре. Там, где слабее гнет суеты и денег, люди больше ценят заповеди отечественной культуры, и это очень важно.

- Если чуть-чуть вернуться к теме Москвы, то какая она, Ваша Москва?

- Москва - это моя деревня, это 2-я Мещанская улица, это улица Дурова, Пальчиков переулок, где была моя школа. Это Третья Мещанская, ныне улица Щепкина… Пойти оттуда вниз по улице Дурова – и согреет душу моя Москва.

А еще, конечно, есть Москва восторга – это Арбатская Москва, пространство вокруг Вахтанговского театра, давно искореженное, но в памяти - навечно. А еще, конечно, есть Москва Таганская – но уже не топографически, а внутривенно. Эта Москва – не то, что было вокруг площади, а то, что происходило внутри театра.

- В спектакле «Память места», который шел в Политеатре, Вы читали стихи самых разных поэтов. Наряду с классикой звучала и Вера Полозкова. На Ваш взгляд, есть ли сегодня те, кто может составить цвет русской поэзии? Та же Полозкова, к примеру?

- Не знаю. Тот же Прокошин – очень живой и нужный сегодня, хотя при этом страстно мрачный. Мне нравятся прорывы юмора, поэтому - Гуголев и Емелин. У Полозковой много глубокой серьезности, но мне бывает радостно, когда ее стих сверкает сарказмом. Блестяще одарен Андрей Родионов. Не могу назвать его стихи веселыми, но они пропитаны блестящей иронией. А ирония необходима для оздоровления климата, и жизни молодежи, в том числе.

- Вы помните тот момент, когда испытали желание стать литератором?

- Порядок в жизни у меня был другой. Сначала я хотел и был человеком литературным. Русский язык – это ведь не только наша Родина. Для меня он – мерило всего, чем меня незаслуженно одарила жизнь: и театром, и кино, и режиссурой, и оперой, и драмой, и дружбой… Недаром более 50 лет моим любимым другом и учителем был и остается Петр Фоменко. Его театр, который не зависел от новых веяний, от клипового сознания, - это прежде всего, игра Слова, игра Мысли. И это – поэзия. Так было и в юности нашей Таганки. Кстати, сам Петр Наумович, начинавший в 1962 году работать с нами в этом театре, не раз возвращался к разговору о том, что мы недооцениваем того блистательного и великого, что дала ранняя Любимовская Таганка - именно в части русской словесности.

- И последний вопрос. Наверняка, в день рождения вам будут звонить журналисты, спрашивать, что для вас значит эта дата…

- А меня такие вещи вообще никогда не тревожили. А нынче это еще меньше волнует, и я могу полагаться на иллюзии людей, которым это как-то интересно. Если им интересно то, что я делаю, - это замечательно. А даты и все прочее – это семейное дело. И даже если я буду в Москве, то я постараюсь быть дома, с родными людьми.

СПРАВКА «ВМ»

Смехов Вениамин Борисович родился 10 августа 1940 года в Москве, в семье профессора-экономиста Бориса Моисеевича и врача-терапевта Марии Львовны Смеховых.

В 1957 году был принят в Театральное училище — знаменитую «Щуку» на курс Владимира Этуша. С 1962 года служит в Театре на Таганке, где сыграл более 30 ролей. Был соавтором нескольких спектаклей Юрия Любимова.

В 90-е поставил драматические и оперные спектакли в Чехии, Израиле, Франции, Германии, Австралии. Автор телепередач «Я пришел к вам со стихами», «Золотой век Таганки»; книг «В один прекрасный день», «В жизни так не бывает», «Та Таганка» и др.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.