ХХ век: перезагрузка
Сначала нельзя было показывать авангард. Теперь уж и соцреализм почти под запретом. В результате такого «просвещения» художественное наследие прошлого века мало кто у нас воспринимает в качестве искусства.О современном искусстве вообще речь не идет. Даже сам г-н Швыдкой как-то сказал, что современное искусство ему совсем не нравится – оттого все так и ходят в Лаврушинский на «Трех богатырей» смотреть.Как-то заботливая старушка-смотрительница предупредила меня при входе, приняв за приезжего, что я, верно, ошибся адресом: мол, здесь лишь авангардизм да советское искусство.Приходишь на Крымский Вал, 10, переживаешь. Народ на «Шедевры Орсэ» ломится. В русской экспозиции – двадцать человек патриотов. Или, может, после Мане забрели. Им в первый раз интересно. А я здесь раз в месяц точно бываю. Смотрю с начала. Удивляюсь. Почти ничего не изменилось.Проистекает экспозиция из двух начал – с символизма и раннего авангарда. Символисты – «Голубая роза», Анненков, Григорьев, Петров-Водкин. Авангард – Гончарова, Лентулов, «Бубновый валет». Зал Лентулова. Рядом комната с Шагалом, Кандинским, Бурлюком, Экстер. Из лентуловского многоцветья попадаешь в суровый мир супрематизма и конструктивизма. Это уже новость.Наконец, «Черный квадрат» Казимира Малевича, величайшую картину всех времен и народов, Царя царей, как ее называл молодой Борис Гройс, поместили более или менее в соответствии со статусом. Хотя для этой сверхиконы должно выделить тронный зал. И ни в коем случае не совмещать в одном пространстве с конструктивизмом, как это делают невежественные иностранцы.Замечательна реконструкция группы молодых конструктивистов ОБМОХУ (). Нетронутым остался зал будущих соцреалистов ахрровцев и первых настоящих советских художников – группы ОСТ. Только вот нет на месте картины моего учителя Андрея Дмитриевича Гончарова «Смерть Марата».Залы раннего и послевоенного, до 1950 года, социалистического реализма почти без изменения. Как всегда, переизбыток Пластова и ни одной картины замечательного пейзажиста Нисского.Зато там, где раньше находилось послесталинское официальное искусство 50–60-х годов, оптимистическое и жизнеутверждающее, – наивные подражания зачинателей советского андеграунда американскому абстракционизму 50-х.Спрятали картину Коржева – рисующий на асфальте парижский художник. А где коржевский триптих «Коммунисты»? Одна радость – две картины Юло Соостера, ведущего неофициального художника 60-х.Дальше начинается какой-то белый шум. Работы официальных мастеров и диссидентов абсурдно перемешаны. Ни к селу, ни к городу среди борцов с официозом появляются картины Турновой, Табенкина, звезды молодежного искусства 70–80-х Булгаковой.В то же время зал сурового стиля почти не изменился. Но вот творчеству национал-реалистов – Кугача, братьев Ткачевых, Зверькова – теперь посвящены сразу два зала. Такое впечатление, что выставлены лишь работы оставшихся в живых участников художественного процесса 60–80-х.Однако этой исторической аберрации противостоит экспозиция современного искусства. Здесь явно другой рассказчик – вменяемый. Он не поленился – и классифицировал экспонаты. Разобрал их не только хронологически, но и на течения – кинетизм, научная абстракция, поп-арт, концептуализм, нью-вейв, тотальная инсталляция... Поместил их названия рядом с произведениями, написал объяснительные тексты. Довел рассказ до сегодняшнего дня.Из экспозиции понятно, из каких предшествующих выставок эта экспозиция происходит. Значит, необходимая научная работа проведена. Другое дело, что можно соглашаться или не соглашаться с концепцией ее авторов, классификацией и терминологией. Ну так это и есть предмет их авторской ответственности. Потому – спасибо! В целом же приходится констатировать, что перезагрузка состоялась через пень-колоду, и экспозиция все время глючит и зависает.И еще одно замечание: на экспозиции ХХ века имена художников написаны в самой что ни на есть злостной бюрократической манере – фамилия плюс инициалы. Чтобы узнать имя художника, приходится читать табличку на английском, где автор назван, как и принято во всем мире: по имени и фамилии.Зато имена современных художников поданы с приговской ироничностью – Шеховцов Сергей Васильевич… Так благодаря уважаемым третьяковцам соотечественники и будут деятелей современного искусства за недоумков держать.И все же новую экспозицию следует посетить. Здесь есть что посмотреть. Иностранные друзья, которых я люблю водить в Третьяковку на ХХ век, каждый раз благодарят меня за то, что я познакомил их с такой замечательной коллекцией.