Город

Последнее лето великой актрисы

Юлия Рутберг показывает все нюансы сложного душевного мира героической личности Бернар.
Фото: театр имени Вахтангова
Юлия Рутберг показывает все нюансы сложного душевного мира героической личности Бернар.
Фото: театр имени Вахтангова
7 мая на Новой сцене Академического театра имени Вахтангова спектакль, который не может не понравится даже самому взыскательному зрителю, - "Крик лангусты" (режиссер Михаил Цитриняк) с Юлией Рутберг в роли великой французской актрисы Сары Бернар.

В декабре прошлого года спектакль с успехом был сыгран в Бостоне, Нью-Йорке, Нью Джерси, Филадельфии, Чикаго, Торонто, Лос Анжелесе. И на каждом представлении в театре на Старом Арбате среди зрителей - французы, англичане, американцы.

В Европе и США трудно найти человека, который бы не знал имя Сары Бернар. Хотя актриса ушла из жизни в 1923 году, и мало осталось очевидцев ее игры (продолжала играть до 1922 года), но ее имя тесно связано с великой литературой - Марселем Прустом, Оскаром Уайльдом, Бернардом Шоу, великой музыкой, живописью. Один из отцов-основателей Художественного театра Немирович-Данченко в своих мемуарах написал о Саре: "Трудно сказать, чего в ней было больше: громадного сценического таланта или мастерицы собственной славы". Актрисы трижды приезжала в Россию на гастроли, где имела большой успех и хорошую прессу (не считая фельетона Антона Чехова "Опять о Саре Бернар", в котором, в частности, был жестоко осмеян жизненный девиз актрисы "во что бы то ни стало".

  Фото: театр имени Вахтангова

Сара Бернар тоже написала мемуары с подзаголовком: "Мемуары наизнанку", "Моя двойная жизнь". В спектакле, поставленном по мотивам пьесы канадского драматурга Джона Марелла, божественная Сара как раз занимается тем, что диктует своему секретарю - Жоржу Питу (актера Андрей Ильин) второй том своей автобиографии.

Это происходит на берегу моря, на вилле актрисы, в последнее лето ее жизни. Спектакль начинается с того, что Сара падает с плетенного кресла на песок, и ее поднимает секретарь Жорж Питу. На ее ногах - разного цвета башмачки на шнурочках, - как две разные ноги - одна живая, а другая - протез (в 1915 году Саре Бернар ампутировали ногу, но она продолжала играть на сцене). Она называет себя "старой ящерицей", "изуродованным чудовищем". Несчастные случаи преследовали актрису с самого рождения. Уже трудно определить - что было, а чего не было на самом деле, но то, что мужеству, силы воли, стойкости Саре Бернар не занимать, - аксиома.

Фото: театр имени Вахтангова

Юлия Рутберг показывает все нюансы сложного душевного мира героической личности Бернар. Она не сдается, не отступает, не боится, не прячется от правды. Но при этом остается женщиной до кончика пальцев, для которой старость и инвалидность, увы, не игра, а большая беда. Впрочем, что не имеет отношение к театру или к большой литературе, ее мало интересует. Поэтому для того, чтобы оживить воспоминания, она заставляет секретаря изображать людей, с которыми она была связана, - мать, мужа, импресарио, Оскар Уайльда. И Андрей Ильин бесподобно (другого слова не найти) показывает действующих лиц Мемуаров Сары Бернар. Сначала он сопротивляется, мол: "Не актер", но она убеждает его в том, что все люди - талантливые актеры, надо только верить в себя.

Фото: театр имени Вахтангова

- Каждый человек талантлив, и каждый все может, если захочет, - заявляет Сара на все "уклонения" секретаря. Простила ли всех своих обидчиков, и в первую очередь, родную мать - великосветскую куртизанку, - Сара Бернар? Вряд ли. Ее характеристики добрыми не назовешь - она славилась еще и "острым язычком", способным убить наповал. Но при этом Сара старается для каждого человека создать образ, потому что в искусстве превалирует образное мышление. Так, свою мать она преподносит как "букет фиалок", импресарио мистера Жаррета как "самобытного самца", Оскара Уальда и себя как "последних романтиков 19 века".

Спектакль заканчивается заявлением Сары, что она сыграет в пьесе молодого автора, если он сделает героиню еще моложе. Мы знаем, что это не случится, потому что весной Сара умрет, и ее будет хоронить весь Париж. Но спектакль "Крик Лангусты" - доказывает, что Сара Бернар жива, как и жив Оскар Уайльд. И неправда, что секретарь убеждает ее в том, что Оскар Уайльд умер...он для нее был и остается "единственным человеком, способным ее понять". Поэтому из всех гениев своего времени Сара Бернар выбирает беседу на берегу моря с осужденным, гонимым, заклейменным Уайльдом. Уайльд ушел вместе со своим веком - 30 ноября 1900 года, а Сара дождалась рождения кинематографа и одна из первых снялась в фильмах "Дама с камелиями" и "Королева Елизавета".

Фото: театр имени Вахтангова

После спектакля "Крик Лангусты" хочется прочитать Мемуары Сары Бернар, и прочитать все, что о ней писали великие, и посмотреть фильмы с ее участием, и фотографии. А самые любознательные, возможно, отважатся осилить тома Марселя Пруста "В поисках утраченного времени", где актриса увековечена в образе актрисы или книгу Франсуазы Саган "Несокрушимый смех" в виде мифической переписки с Сарой Бернар. Юлия Рутберг читала все о Саре Бернар, и кое-что на языке оригиналов - французском. Спектакль начинается с французской речи Сары Бернар.

Юлия Рутберг показывает все нюансы сложного душевного мира героической личности Бернар.
Фото: театр имени Вахтангова

Новости СМИ2

Все мнения
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER