Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Бури и штили Айвазовского

Сюжет: 

История любви
Развлечения
В столице открылась долгожданная выставка полотен Ивана Айвазовского — великого художника, 200-летний юбилей которого будет отмечаться в следующем году. Его картины знают все. Мы же решили рассказать о частной жизни гения.

Ованнес Айвазян родился в июле 1817 года в Феодосии. За пять лет до этого эпидемия чумы превратила цветущий город в полусклеп и разорила его отца, Константина.

Теперь семья жила воспоминаниями о прошлом. Только Ованнесу все нравилось. По утрам он выходил на терраску их маленького домика, вдыхал запах нагретого винограда — лоза оплетала вход — и смотрел на море, здороваясь с Арбатской стрелкой и прячущимися в дымке Сивашами.

Сын моря  

Море... Оно было его душой. Он говорил с ним, и оно отвечало. Рядом с ним он бродил по развалинам морщинистых крепостных стен, находил кусочки черепков некогда прекрасной посуды, а то и потертые монетки — обломки ушедшей эпохи. Море шумело: «Все проходит, Ованнес!» Он качал головой: «Не все! Ты не можешь исчезнуть!» Дома бабушка Ашхен рассказывала ему сказки и были о прошлом. Он слушал ее, а потом учился играть на скрипке. Сам! «Будет музыкантом!» — пророчили родственники. Бабушка не соглашалась: никто не знает...

Архитектор Яков Кох увидел рисунок Ованнеса случайно. На листе бумаги был карандашом набросан абрис корабля, вспарывающего носом волну. «Это ты рисовал?» — спросил Кох. Мальчик с темными, как ночное море, глазами, кивнул. На следующий день Кох был на приеме и, улучив минуту, сказал градоначальнику: — Видел вчера мальчонку.

Ей-богу, ваше превосходительство, он еще составит славу Феодосии.

Александр Казначеев терпеть не мог протекций. Но стоило ему увидеть рисунки мальчика, как о предубеждении он забыл и принялся помогать этому странному «сыну моря». Кох покупал ему краски, Казначеев — искал лучших учителей.

28 августа 1831 года 14-летний Ованнес был зачислен в Петербургскую академию художеств, в класс профессора М. Н. Воробьева, который принял его, увидев пачку «детских» рисунков.

Через два года, в 16 лет, ставший Иваном Ованнес получил серебряную медаль за один из этюдов, а в двадцать показал шесть картин, получивших высокую оценку общественности и Совета Академии художеств. Студенту вручили золотую медаль. Особым решением он был признан окончившим академию на два года раньше срока, отправлен в Крым «для самостоятельных работ», а потом в командировку за границу на шесть лет.

Он снова был в Феодосии.

Сказка... Жара и дожди.

Аромат влажной пыли и соленых брызг у берега. Он начинал рисовать утром, когда море, как правило, было еще спокойным. Мог часами готовиться к этюду, наблюдая, как рассвет подкрашивает воду, золотит небо. А мог нарисовать все мгновенно, в один миг. Любимый спор и сплетни что того времени, что нашего — как мог один человек написать, пусть и за долгую жизнь, более 6000 полотен? Мог! Чуть позже в Италии он напишет три полотна — за один день! Иван знал об этих разговорах, но лишь улыбался в ответ. Он писал море. А на самом деле — себя...

Таинственный роман

Бури и штили Айвазовского  1882 год. Портрет Анны Бурназян, жены художника / Фото: Из архива
 

В 1839 году он попал на борт военного корабля — ему, художнику, разрешили участвовать в военно-морском походе к берегам Кавказа. Тогда началась его дружба с Лазаревым, Корниловым и Нахимовым, морскими офицерами, чьи имена войдут в историю флота. Став свидетелем выброса десанта, Айвазовский написал «Высадку в Субаши» — полотно с основами батального действия. А спустя год в Италии впервые вкусил славы: итальянцы с ума сходили по его полотнам. С каждым разом картины становились все живее, а техника написания воды — совершеннее. В 27, после выполнения сложнейшего заказа от военного ведомства (изображения всех морских военных портов на Балтике), он стал художником Главного морского штаба с правом ношения адмиралтейского мундира.

Но пока он тут, в Италии, где случился и первый его роман — таинственный и странный.

Долгие годы бытовала романтическая легенда: экипаж звезды мирового уровня, балерины Марии Тальони якобы сбил на улице еще в Петербурге худощавого студента. Актриса в качестве извинений предложила несчастному юноше посетить ее концерт, что он и сделал, после чего зашел в ее гримерку, а затем нанес приме визит уже домой. Говорили также, что командировку в Италию он вымолил в академии лишь ради встречи с любимой. Но все это не похоже на правду.

Скорее всего, Тальони и Айвазовский познакомились уже в Италии, когда он был достаточно известен — при ином раскладе он вряд ли мог претендовать на право находиться рядом с Великой. Никаких свидетельств их романа не осталось, кроме картины «Вид Венеции со стороны Лидо». Там при полном штиле сидят в лодке мужчина и женщина. В той, что опустила руку в воду, узнавали Тальони. В том, кто был рядом с ней, — Айвазовского.

Была любовь или нет? Подарила ли Тальони ему на память свою балетку или это еще одна легенда? Не знает никто. Но говорили так: подарок был символом того, что преданность Марии танцу как искусству была выше и сильнее ее любви к мужчине.

Он принял отказ, вернулся в Россию. На его картинах шумела, пенясь, непокорная вода страсти. Но ветер потихоньку стихал. Каждый год в Вербное воскресенье он получал с нарочным букет ландышей. Они приходили и после смерти Тальони: за их отправкой следила дочь великой балерины.

Призраки счастья

Бури и штили Айвазовского  1868 год. Иван Айвазовский и Юлия Гревс с детьми. Слева направо их дочери Александра (полулежит на коленях у родителей), Мария, Елена и Жанна. Фото сделано уже после крушения брака Айвазовского и Гревс / Фото: Из архива
 

«Айвазовский сошел с ума, вы слышали?» Вряд ли можно было представить себе более успешного художника, чем Иван Константинович, в 1840-х годах. И тут — вираж: он решил оставить Петербург, остановившись в полушаге от предложения императора стать придворным живописцем! Он решил жить в своей маленькой провинциальной Феодосии! Безумец! Но он и правда решил — так.

Начал строить огромную мастерскую. И по утрам выходил к морю, без которого не мог жить. В Петербург он, правда, регулярно наведывался. Тесно общался с Брюлловым, Глинкой, Крыловым. Он устраивал там выставки, а матери незамужних дочерей — охоту на него, больно завидным он был женихом.

Он посмеивался над разодетыми барышнями, что потешно гримасничали и пытались вести умные разговоры об искусстве и обсуждать с ним его картины.

Откуда он знал, как писал их, если кто-то будто водил его рукой? Но однажды в гостях он увидел ее... Она появилась на миг и исчезла.

Потом возникла еще раз, и сердце его сжалось и застучало быстрее. Это — Она! Образованная, эффектная.

Сдержанная до холодности.

Не светская дама. Гувернантка Юлия Гревс.

...Он упал в нее — как в море на заре. Погрузился с головой и боялся захлебнуться.

«В две недели все было кончено», — напишет он позже, вспоминая этот скоропалительный роман. 15 августа 1848 года они поженились.

Свет поджал губы. А он был счастлив. В заливы на его картинах лодки и корабли заходили, минуя скалы. Четыре дочери родились одна за одной. Он целовал ее по утрам и спешил к мольберту. Она радовалась этому семейному счастью, но затем начала уставать от... постоянного одиночества.

Юлия Гревс часто обвинялась исследователями биографии и творчества Айвазовского во всех смертных грехах. Бросила мужа, забрала дочек, устраивала скандалы, пустышка, мечтавшая о балах... Все это отчасти так, но и не так тоже.

Хотела ли она на балы? Да.

Но в Феодосии их не случалось. Мечтала давать образование дочерям? Да, и делала это. Но могли ли они рассчитывать на достойную партию в этом захолустье? Изначально она помогала Ивану во всем, даже в его хобби — археологических раскопках. Но потом поняла, что никогда не займет его сердца полностью — он всегда будет отдавать предпочтение мольберту.

И тогда она взбунтовалась.

Припомнив ему все, даже укороченный медовый месяц (Айвазовский готовил новую выставку, до молодой ли жены ему было?), Юлия в 1866 году забрала дочерей и осела с ними в Одессе.

...Волны выплеснули на берег останки корабля. Все было кончено. Айвазовский был растерян: после стольких лет... Но Юлия не хотела примирения. Он сделал все, чтобы дочери и жена были обеспечены, и зажил один.

Теперь он полностью принадлежал морю.

Навсегда  

Бури и штили Айвазовского Иван Айвазовский, фото 1870 года / Фото: тасс

... В тот день он не хотел выходить, но потом решил пройтись. Навстречу двигалась похоронная процессия. За гробом шла статная женщина — глаза опущены, руки безвольно висели вдоль тела. Он посторонился; проходя мимо, женщина бросила на него отрешенный взгляд. А он — посмотрел на нее. Соединяясь вместе, волны создают валы. Он задохнулся, поняв, что влюблен до беспамятства.

Анне Саркизовой-Бурназян, вдове феодосийского купца, было 25. Ему — 65. Она не удивилась, когда он нанес ей визит. С достоинством выслушала слова соболезнования. Не удивилась и чуть позже, когда он, переждав траур, сделал ей предложение. Она полюбила его.

Он не писал Юлию, но начал писать Анну. «Сбор фруктов в Крыму» — это она, его муза и позднее счастье. Да, и она страдала от того, что сердце его принадлежало морю. Но она — понимала...

В 1898 году Айвазовский написал картину «Среди волн». Ничего выше и сильнее этого он не создавал.

Анна обняла его, потрясенная — увидев в полотне то же, что и он: приближение смерти. А спустя год, написав «Штиль у крымских берегов», он подвел итог окончательно: моя душа — тут, с тобой. Я счастлив, потому что люблю...

Хоронили Айвазовского всем городом — колокола звонили неумолкаемо. Море плакало, билось о берег. Он не успел дописать лишь одну картину — «Взрыв корабля».

С его смертью кончилось все. Анна стала затворницей. Она не могла видеть море — без него, и четверть века, дав обет, не покидала дома, где была так счастлива. Она не заметила ни сполохов Первой мировой, ни огней революции, не отдавала отчета в том, что теперь живет в другой стране.

Его не было рядом — и все потеряло смысл. Во время Второй мировой, в оккупацию, она осталась в городе.

Когда становилось совсем голодно, всеми забытая Анна Никитична меняла оставшиеся драгоценности на крупу и хлеб. После того как немцы оставили Крым, ее нашел и забрал к себе в Симферополь художник Николай Самокиш.

25 июля 1945 года был сильный ветер, пыль летела по улицам, пахло нагретой землей. Вздохнув, Анна прикрыла глаза. Море шумело — далеко-далеко. Хорошо...

Вдруг знакомый голос позвал ее. Она улыбнулась, поняла и ответила — я иду. Ей было 88 лет.

Анну Айвазовскую-Бурназян похоронили рядом с мужем, возле армянской церкви Святого Саргиса, где когда-то состоялось их венчание. Сегодня в их доме открыта Национальная галерея имени того, кого Анна любила больше жизни.

СПРАВКА

Секрет «живой воды» Айвазовского отчасти раскрыт. Художник достигал эффекта прозрачности вспененной воды благодаря технике лессировки — нанесения друг на друга тончайших слоев краски. Писал он маслом, но волны кажутся акварельными: благодаря лессировке цвета выглядят более насыщенными за счет глубины и тонкости мазка. Это объясняет и высокую сохранность картин: тонкие слои краски меньше трескаются.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.