Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Вернуть на экраны человечность. Режиссеры и критики озабочены отсутствием связи со зрителем

Развлечения
Год российского кино выходит на финишную прямую. Безусловно, многого удалось добиться. Сегодня в нашей стране снимается 130 картин в год — столько же снималось в СССР . Министерство культуры поддержало 26 режиссеров-дебютантов, софинансировало 31 фильм авторского и экспериментального направления. Но крупнейшие деятели отечественного кинематографа хотят большего — чтобы все ленты доходили до зрителя. Об этом шла речь на круглом столе «Кинополитика сегодня: отчетность и реальность».

Бросив даже самый беглый взгляд на афишу московских кинотеатров за нынешний месяц, становится ясно, что в отечественном кинопрокате существуют проблемы. Почему столичные киносети показывают в основном американские картины? Почему фильмы наших киноклассиков выходят ограниченным экраном и где-то на периферии города? Какое кино, наконец, хотят смотреть сами москвичи? На кинокарте столицы как в капле воды отражаются особенности кинополитики всей России, о которой размышляют деятели культуры на круглом столе, состоявшемся в рамках Первого Уральского открытого кинофестиваля, где побывала кинообозреватель «ВМ».

Даниил Дондурей: У меня складывается ощущение, что главным итогом Года российского кино являются два гигантских панно «Мы живем в год кино!» на трассе, ведущей с Рублевки через Новый Арбат в Кремль.

Вернуть на экраны человечность. Режиссеры и критики озабочены отсутствием связи со зрителем Кинорежиссер, актер и сценарист Владимир Меньшов. / Фото: kinopoisk.ru

Никаких дискуссий по поводу кино на ТВ, никаких особых заседаний в Минкульте. Похоже, что, кроме аналитических процессов, этот год нам ничего не принес. Зато есть отчетность, финалом которой (я уж выдам секрет) будет встреча с президентом страны в конце года, где ему наверняка доложат о больших успехах Года кино. Естественно, режиссеры будут говорить о трудностях, критики — о качестве, продюсеры — о том, что государственных денег маловато, кинотеатры — о необходимости строительства новых залов, а люди, занимающиеся кинополитикой — о том, как они увеличивают количество сеансов. А мне бы хотелось эту картину наполнить реальными цифрами и деталями.

Наше кино — гигантская сложная система, это 13–14 взаимосвязанных элементов, в том числе инвестиции, сценарное дело, производственные мощности, творческий цех, образование.

Только в Москве существует 30 киношкол. У меня возникает вопрос: где эти люди? Что они снимают? Куда деваются? Мало кто знает, что мы абсолютные чемпионы мира по изготовлению телесериальной продукции: в 2015 году у нас снято 815 сериальных названий, производством занимается 400 (!) компаний.Если в 1996 году мы снимали всего лишь 20 кинофильмов в год, то в прошлом — 130, то есть вернулись к большой российской норме.

Стоит задуматься: российских картин много, компаний много, но что имеет российский зритель на экранах?

До 1986-го американцы производили в год 800 картин, а СССР покупал и демонстрировал из них лишь 8. Сегодня мы демонстрируем их 280 (!), а из собственных 130 российских выпускаем 70. Почему?

В 1989 году была произведена страшная революция для советского сознания: кинотеатрам разрешили самим выбирать, что они будут показывать. Это преступление! В итоге получается, что часть российских лент прокатчики вообще не хотят ставить, а остальные выходят небольшим тиражом в 30–40 копий, хотя у нас построено 4200 залов. При этом американская «лабуда» выходит у нас тиражом в 1500 копий! Потому что так решили кинотеатры.

Кто-то скажет, что это объективные рыночные процессы, но ведь за Год российского кино не было ни единой дискуссии о том, как соединить эти 280 американских фильмов (вместо 8, покупаемых СССР) с необходимостью каким-то образом продвигать собственное кино. Единственная возможность у Минкульта была в этом году «задушить» киносети, заставить их приказом показывать отечественные ленты. Не случилось.

Я еще и социолог, мне любопытно, что в этих условиях происходит со зрителем. Вы видели какие-нибудь дискуссии на эту тему? Я — нет. А с ним происходит несколько процессов. Во-первых, он перестал различать фильмы, сериалы, ситкомы, скечкомы. Во-вторых, он научился скачивать кино, то есть воровать. Но кинотеатры, попав в эту западню, сообразили, что могут зарабатывать на еде. И теперь 55 процентов доходов кинотеатров — продажа еды и питья, они давно стали учреждениями общественного питания.

Но зато у нас появился резерв — ребенок «4+». Этот влиятельный зритель лишь за две недели января и неделю мая приносит 150 миллионов долларов. Он смотрит мультики, и продюсер Сельянов блестяще отвечает на эту потребность, выпуская «Богатырей». Стоят анимационные фильмы 4 млн долларов, собирают по 25! Конкурировать с анимационным сегментом у нас сегодня могут лишь 2–3 игровые ленты, хотя игровым кино занимаются 250 режиссеров.

Какой вывод я делаю? Нам остро не хватает продуманной кинополитики, анализа процессов, продюсеры не хотят встречаться с критиками — они им интересны только как пиарщики. Мы даже не можем ответить себе на вопрос: почему стремительно уменьшается количество зрителей качественного кино? Не понимаем, почему у нас нет желающих смотреть фильмы, победившие на Каннском, Венецианском, Берлинском фестивалях, и эти картины снимаются через неделю? Почему, наконец, мы показываем российское кино лишь в час ночи?

Владимир Меньшов: Все, что сказал Даниил Дондурей, требует серьезного обдумывания.

Вернуть на экраны человечность. Режиссеры и критики озабочены отсутствием связи со зрителем  Елена Стишова, киновед, кинокритик, историк кино / Фото: Из архива

Я поддерживаю идею Карена Шахназарова о выделении кино в отдельную организацию. Планомерности действий общества сейчас действительно нет. Вот выскочили эти таинственные питчинги (презентации кинопроектов для поиска инвесторов — В.М.) с непонятными людьми, которые якобы нечто доказывают на них. Лично у меня ощущение такое, что на наших глазах разыгрывается спектакль. Недавно просматривал все картины, выдвинутые нами на «Оскар», и к ним был приложен список в 75 фильмов, которые вышли в российском прокате в прошлом году. Прочел аннотации и ахнул: мне вообще неясно, почему это надо смотреть.

Очень многое сегодня не отвечает на главный вопрос «Зачем?» И этот разговор должен состояться, если мы хотим остаться державой кинематографической, если хотим, чтобы к кино на государственном уровне появился бы такой же серьезный подход, как к нашей обороне.

У меня есть некоторая надежда: талантливые ребята в нашем кино все-таки «выскакивают». Плодотворную нишу нащупал Сельянов, хотя ему никто не поручал вроде бы, и пошло дело с анимацией. Выскочил озорной режиссер Крыжовников. Я посмотрел три его фильма — смешно, неожиданно. Список людей, на которых наше кино может опираться, разумеется, шире. Наша беда в том, что мы не имеем обратной связи со зрителем. И с режиссерами. Когда их спрашивают: вы затраченные деньги вернули, они начинают что-то витиевато объяснять.

Даниил Дондурей: Хотелось бы узнать также мнение присутствующих о появившейся в 2010 году системе безвозвратных денег, предоставляемых восьми нашим большим кинокомпаниям-лидерам? Это примерно два миллиарда из шести, которые тратит государство на кино. То есть из шести миллиардов три сразу переводится в Фонд кино, который дает два на безвозвратной основе, и один миллиард — с возвратом. Но, обратите внимание: компании-лидеры у нас назначены, в отличие от Соединенных Штатов, где ты должен сам стать «XX веком Фокс»!

Владимир Меньшов: Я сейчас от вас много нового узнал.

Елена Стишова: Нам порой кажется, что никакой осознанной политики вроде бы и нет, но тем не менее мы видим, что она складывается из хаоса малопонятных телодвижений, финансовых потоков и для многих совершенно неясных вещей. Но гораздо важнее — что произошло со зрителем.

Вернуть на экраны человечность. Режиссеры и критики озабочены отсутствием связи со зрителем Даниил Дондурей, культуролог, главный редактор журнала «Искусство кино» / Фото: Из архива

Мне кажется, он умер. Тот, с которым успешно, несмотря на идеологические заморочки, работало советское кино на протяжении 79 лет. В течение 20 лет мы наблюдаем рождение антропологически иного зрителя. Он не хочет смотреть свое родное российское кино — это безумие какое-то, самая настоящая шизофрения. И эти процессы, конечно, нуждаются в исследовании, потому что выходят далеко за рамки кино и вырастают в проблему философскую.

Сергей Соловьев: Я не просто болельщик киноиндустрии, я зритель, и кино я стал заниматься потому, что был зрителем фильма «Летят журавли». Поэтому меня все меньше интересуют радостные или безрадостные цифры индустрии.

Меня — зрителя — не покидает пессимистическое ощущение, что все это со дня на день накроется медным тазом. Потому что никакому излечению это не поддается, никаким улучшениям и реорганизациям. Почему? До потому что изначально это бред: ну не может быть никакого кинематографа, в основу которого положена рыночная экономика! Рыночная экономика хороша в производстве галош, там можно эффективно экономить на подкладке. И Отара Иоселиани никогда не оплачивало Госкино, его оплачивал Гайдай! Причем оба были довольны своей ролью. Я знаю, с каким уважением Гайдай относился к Отару.

Вернуть на экраны человечность. Режиссеры и критики озабочены отсутствием связи со зрителем  Валерий Кичин, кинокритик, журналист, программ ный директор МКФ / Фото: Из архива

Знаю, как, в свою очередь, ржали Андрей Тарковский и Отар Иоселиани на «Бриллиантовой руке». Я был свидетелем того, как Лев Арнштам, работавший у нас в объединении, говорил Тарковскому: «Андрей, тебе нужно прийти на худсовет по Гайдаю. Надо!» Андрея на «Мосфильм» было палкой не загнать, но он шел, и после просмотра «Бриллиантовой руки» делал свои «замечания»: «Сколько куплетов в песне «Весь покрытый зеленью»? Три? Послушайте доброго совета, отрежьте два!» Вот это была вершина художественной дискуссии с экономическим уклоном! Это только кажется дурью! Вместо этой исчезнувшей «дури» мы получили рыночную экономику с ее лозунгами: что, мол, мы производим такое-то количество галош и весь мир обуем в эти галоши! В гробу наши зрители видели эти галоши! (Это я сейчас не о галошах, естественно, я о кинематографе!) Все новые кинотеатры с этими залами — чушь. Потому что все уже обожрались попкорном, трехмерными фигурками, и никто не хочет больше туда идти, потому что там нечего смотреть! Вот вы сказали о серьезном экономическом факторе — четырехлетних детях, которые готовы смотреть мультики. Да, мы «нарыли» в результате всех мучений вокруг индустрии свой резерв! Он растет. Других нормальных резервов у российского кино я не вижу. А все разговоры о том, как бы удовлетворить зрителя, еще не окончательно удовлетворенного, который где-то болтается, — чушь собачья! Не удовлетворим! Нет у нас контакта с этим зрителем! Поэтому процесс накрывания тазом надо сделать максимально комфортным и экономичным, без больших капиталовложений и многих комиссий.

На этом фестивале прошла замечательная премьера обновленной версии фильма Глеба Панфилова «Мать». Мы три часа просидели в холодном зале, затаив дыхание. А я был свидетелем того, как в 1989 году этот фильм просто не замечали. Это выглядело так, как будто в будущей жизни Панфилову больше нет места: «Глеб, ты должен это понять и тихо отбросить концы».

Откуда эта наглость?! От того, что нами уже тогда начало править не желание Тарковского «улучшить» Гайдая, а какие-то мощные законы вновь найденной рыночной экономики, которая всех нас потянет неизвестно куда. На этом фоне произошла еще одна страшная вещь — абсолютное перерождение кинематографического чиновничества. Это говорю я, который 20 лет проработал при советской власти, который знает Ермаша, Павленка (первый зам Госкомитета СССР по кинематографии. — «ВМ»), и все эти жуткие чиновничьи кабинеты! Но теперь мне иногда снится по ночам Павленок! Я просыпаюсь от какого-то счастливого чувства, будто что-то хорошее со мной произошло! Ах, я же видел во сне Павленка! Почему? Потому что я тогда понимал место этих чиновников в государственной иерархии и понимал свое место в ней. А нынешние, пока не удушат, не успокоятся. У них железная хватка и полное отсутствие всяких номеров телефонов. Некуда нам звонить.

Вернуть на экраны человечность. Режиссеры и критики озабочены отсутствием связи со зрителем  Фрагмент мелодрамы «Москва слезам не верит». Фильм стал лидером проката 1980 года в СССР, собрал около 90 млн зрителей. Картина удостоена премии «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке и Государственной премии СССР / Кадр фильма

Это очень опасная вещь — вольное киночиновничество. Потому что оно становится неподотчетным.

Я тут включил телевизор, идет феноменальная лента «Первый учитель» Кончаловского. Я ее готов смотреть в миллионный раз. Потому что это Искусство. Это не фуфло! Мы же — производители фуфла, фуфлыжники! Сталин поставил Парад Победы, посмотрев фильм «В шесть часов вечера после войны». Именно в такой последовательности, а не наоборот. Ему показали материал, и он сказал: «Вот так надо поставить Парад Победы!» У этого кино — совсем иной энергетический посыл.

Не энергетический посыл индустрии, которой нет, а энергетический посыл художественности. Картина Пырьева — потрясающе сделанная художественная вещь. Поэтому нам надо думать не над этими новомодными штучками, а как нам возродить что-то человеческое в кино.

Все эти залы строящиеся — хороши, но они же для чего-то строятся! Они строятся в расчете на совершенствование нашей российской сути, в надежде, что мы что-то такое изобретем, что в этих залах начнет биться какая-то немыслимая живая жизнь! Но она там не начнет биться! Вот у Наума Клеймана в Музее кино было 4 маленьких зала, которые воспитали поколения молодежи. Приходит парень ко мне во ВГИК поступать, вижу: что-то соображает, спрашиваю: где понабрался знаний? «В Музее кино», — отвечает.

Вот эти ребята, сидевшие на карачках в Музее кино и ждавшие, когда начнется Годар в зале на 40 человек — это и есть киноиндустрия. А фуфловые залы — это всего лишь средство обогащения людей, которые являются их владельцами, и никакого отношения к нам они не имеют. Вот такие у меня представления об индустрии и развитии.

Валерий Кичин: Лично у меня такое ощущение, что страну охватила апатия. Произошел какой-то жуткий разрыв. Недавно по телевидению я зацепил фильм «Улица полна неожиданностей », в котором играют замечательные актеры. На экране — лица. Но картина постоянно перебивалась рекламой новых фильмов, и по контрасту это было что-то невероятное. В перебивках возникали свиные рыла, которые заезжали друг другу в эти же самые рыла. И этот контраст между двумя кинематографами, между двумя поколениями — реальная пропасть.

Вернуть на экраны человечность. Режиссеры и критики озабочены отсутствием связи со зрителем  Сергей Соловьев, режиссер, продюсер, народный артист РФ / Фото: Из архива

Но между тем, когда я отбирал фильмы для Первого Уральского фестиваля, у меня возникло ощущение, что кино не умирает, что есть много молодых, талантливых людей, которые просто не могут пробиться, но полны энергии и оптимизма. Отличный пример — Оксана Карас. Я в Театре музкомедии посмотрел спектакль, где была хорошая музыка, заинтересовался композитором. Узнал, что у нее есть один фильм под названием «Репетиции» двухлетней давности, который пылился под кроватью — никто не захотел его посмотреть, ни в прокате, ни на ТВ. Мы вытащили фильм Карас на фестиваль «Дубль дв@», потом его показал канал «ОТР», а затем Оксана делает «Хорошего мальчика» и получает Гран-при «Кинотавра».

Это я к тому, что сколько под кроватями чего-то лежит, и мы этого даже не знаем. Я не представляю, как вытаскивать дохлого осла за уши и реанимировать, я имею в виду киноиндустрию, но понимаю, что каждый из нас должен делать то, что он может. Потому что пока эта апатия будет продолжаться, ничего у нас хорошего не будет.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Владимир Меньшов: Просто не знаю, куда девать книги. Режиссер стал заядлым книголюбом еще в детстве

Фильмы «Москва слезам не верит», «Любовь и голуби», «Ширли-мырли» у многих россиян ассоциируются с именем режиссера Владимира Меньшова. Но помимо главной любви — кино, у него есть еще одна — книги (далее...).

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.