Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Вот и шахматы пришли. В школу

Общество
Вот и шахматы пришли. В школу
Мансур Магомадов
Как сообщил 26 октября журналистам президент Международной шахматной федерации Кирсан Илюмжинов, игру в шахматы могут ввести во всех школах Москвы в качестве обязательного предмета. Прочитал эту новость и прямо позавидовал нынешним школьникам самой чистой, и даже сказал бы, кристально прозрачной завистью.

Представляете, если игру в шахматы действительно введут в школьную программу в качестве обязательного предмета, то не умеющих, как я, играть в шахматы будет значительно меньше. То есть, лет через 10-11 их не будет вовсе. Конечно, найдутся те, кто захочет прогуливать этот необычный урок, как и любые другие занятия. Но, думаю, какие-то базовые знания не только по шахматам, их истории и эволюции, останутся у молодежи, которая предпочитает в наше интерактивное время заниматься предметами, далекими от шахмат.

Я бы даже пошел дальше! Представляете аудиторию, в которой уже студенты вместо изучения основ скучных научных дисциплин играют в шахматы, развивая память, мышление, интеллект. Им же легко будет потом осваивать основы математики, логики, философии, истории и так далее.

Считаю ли я свою школьную и студенческую юность ущербной от того, что в обязательном порядке не играл тогда в шахматы? Нет, конечно, я в ту пору зачитывался Толстым и Достоевским. И мне тех школьных предметов, что были в повседневных расписаниях, вполне хватало. Но, с другой стороны, и в шахматы поиграть я был не прочь, хотя, если честно, так и не стал их страстным поклонником. Но против шахмат, как против шашек и нардов, ничего худого не скажу.

Хотя, что уж там, - жизнь свое возьмет: нужны шахматы в школе, они там будут. В департаменте образования Москвы этот вопрос уже рассматривался и, кажется, есть немало сторонников у этой идеи. Речь идет не о далеких перспективах, а о 2016-2017 учебном годе. Программу проекта представили глава Фонда «Шахматы в школе» Никита Ким и замруководителя департамента образования Москвы Игорь Павлов. А 220 школ уже подали заявки на внедрение в учебный процесс проекта «Шахматы в школе». С начала ноября педагоги этих школ будут направлены на курсы повышения квалификации.

Также департамент образования централизованно закупит весь необходимый инвентарь и учебно-методические комплексы для каждой школы. Кирсан Илюмжинов также настроен оптимистично. Он считает, что дети, играющие в шахматы, становятся более внимательными, а навыки, обретаемые в ходе игры, автоматически переносятся на повседневную жизнь. А мы знаем, шахматы – это действительно целая наука со своей историей, теорией, тактикой и стратегией.

Кстати, уроки шахмат уже введены в 250 московских школах в качестве дополнительного урока физкультуры. Никита Ким уверен, что число школ с шахматным обучением со временем увеличится. Данный проект, как он считает, призван развивать ребенка и повышать его интеллект. С таким утверждением спорить трудно. Да и не нужно. Только хотелось бы напомнить о том, что в шахматах существует твердый принцип, нарушение которого приводит к проигрышу: сначала подумай, а потом сделай ход. Полагаю, что это тот случай, когда шахматный принцип будет полезен. Словом, надо все взвесить, а потом уже принимать окончательное решение. Единственное, что пока успокаивает, это то, что внедрение шахмат в школе ограничат с первого по четвертые классы. И преподавать их будут в рамках третьего урока физкультуры.

Невольно вспомнилась недавняя инициатива Российской академии образования. Там предложили убрать Толстого и Достоевского из школьной программы. Исключить из школьного расписания предложили как раз те произведения, которые, на мой взгляд, учат детей мыслить масштабно, образно, различать добро и зло, развивают интеллект, зажигают их воображение, формируют мечту.

Прочитав «Войну и мир» Толстого вне школьной программы, помню я был очарован этим произведением. Даже купаться на речку шел с романом под мышкой. Помню, как надо мной смеялись мои сверстники, помню, как находясь под впечатлением прочитанного, набросал план будущего романа – не толстовского, своего. Не менее масштабного. И это в юности. Не в городе даже, а в селе, где я перечитал все библиотечные книги. Конечно, роман я не написал и вторым Толстым не стал, но польза от чтения Толстого и Достоевского, как и от чтения произведений других классиков, была бесспорная: с тех пор всю жизнь пишу, а написав, прячу в ящик.

Вот и хочется, чтобы наши реформаторы, ратующие за внедрение в школу разных новых программ, не слишком переусердствовали в своих модернизациях и инновациях.

Мнение колумниста может не совпадать с точкой зрения редакции газеты «Вечерняя Москва».

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.