Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Богом забытая железная дорога Тверской области Земцы — Жарковский — единственное место России, где можно остановить поезд

Общество
Богом забытая железная дорога Тверской области Земцы — Жарковский — единственное место России, где можно остановить поезд
Накануне дня пассажиров спецкор «ВМ» Марина Гладкова на двое суток стала помощником проводника поезда дальнего следования / Фото: Антон Гердо
Огромная железная махина медленно, как в черно-белой короткометражке братьев Люмьер, выползает из-за леса. Я поднимаю руку. Охают тормоза, скрипят рельсы, и махина нехотя останавливается.

РЕЛЬСОВЫЙ АВТОБУС

Дорога эта — вымирающая. Несколько лет назад ее закрывали, но после обращения жителей по личному распоряжению президента России вновь открыли сообщение. С тех пор самый медленный поезд России, максимальная скорость которого всего 15 километров в час, стал туристической достопримечательностью.

Прокатиться на нем приезжают не только москвичи или, скажем, питерцы, но даже иностранцы. В прошлом году, например, были замечены финские путешественники. Сегодня в салоне человек семь, не больше, в основном транспортные путешественники из Москвы, рассаживаются по местам.

Так же неспешно, как приближался поезд, проводница продает билеты. На месте, где она обычно сидит, разложены журналы прошлого века с тронутыми желтизной страницами. «Как сделать часы из сковороды», «Как приготовить бифштекс на выхлопной трубе автомобиля» — 101 полезный совет под стук колес. Как еще скоротать тянущуюся дорогу? Здесь, похоже, вообще никуда не торопятся. Время замедляется, почти останавливается. Сложно переключиться с ритма мегаполиса.

Так, сесть. Успокоиться. Подумать, глядя, как тянутся заснеженные пейзажи за окном поезда. Деревья стоят совсем близко к рельсам.

И в сочетании с медленной скоростью создается ощущение прогулки по лесу. Замершие до весны речки, сгоревшие домики — несколько черных бревен, и одинокая печь упирается в низкое небо.

Линия Земцы — Жарковский всего 47 километров, и большая часть из них проходит по болоту Пелецкий Мох. В пути поезд делает лишь четыре остановки — Восьмой километр, Десятый, Откос (20 км) и Кащенки (30 км). Всего двенадцать населенных пунктов можно встретить по дороге, и в большинстве из них живут по несколько жителей...

[IMG=1]

НЕСПЕШНЫЕ РАЗГОВОРЫ

— Эта дорога должна была соединить Санкт-Петербург со Смоленском, но стройку забросили, и поезд Санкт-Петербург — Смоленск сейчас едет через Ржев, — транспортный путешественник, помощник машиниста электропоезда Анатолий Феофанов занял место напротив. Сам Анатолий водит поезда между станциями Москва — Голутвин, Москва — Черусти. Как же его в эту поездку-то занесло?! — На большой дороге быстро, суета. А здесь природа нетронутая… — отвечает на мой невысказанный вопрос дорожный романтик.

К нам подсаживаются мужчина с густой бородой и миниатюрная шатенка.

— Знаете, на чем мы едем? На автобусе! Правда, только на рельсовом. Так поезд по классификации железнодорожников называется: рельсовый автобус РА-1. Почему? Да потому что в одном вагоне и пассажиры, и машинист, и проводница.

«Да и дизель, судя по звукам, как в автобусе», — думаю про себя.

Мужчина с густой бородой представился Захаром Мухиным, сотрудником Государственного республиканского центра русского фольк лора, и продолжил экскурс в историю дороги: — РА-1 придумали для использования на неэлектрических линиях, где мало пассажиров и тепловоз с вагонами гонять невыгодно: не окупает затраты. А тут скорость маленькая, меньше топлива расходуется.

Разговор так же неспешен, как движение поезда.

— А зачем вы сюда из Москвы приехали? — спрашиваю Захара и его спутницу.

— Этнограф Сергей Старостин во время экспедиции по реке Меже заезжал в деревню Кащенки — здесь, по соседству. Он искал гармонистов, а нашел деда-волынщика. На поиски этого волынщика мы и едем, — говорит Ольга Титова.

Оля — биолог, специалист по китам, научный сотрудник в Камчатском филиале Тихоокеанского института географии. С мая по сентябрь Оля работает на Командорах. А когда в Москву возвращается, быстро начинает скучать по путешествиям. Ну и компания подобралась! За окном видны следы зверей. «Лось — раз, лисица — два... » — считают мои попутчики.

— Пустить бы кого-нибудь бежать! Он бы нас наверняка опередил! — предполагает Ольга.

Поезд, идущий и без того с черепашьей скоростью, притормаживает, и охотник за окном и его рыжая собака нас обгоняют.

[IMG=2]

СТАНЦИЯ МЕШКИ

Поезд останавливается.

Покосившиеся футбольные ворота обозначают станцию Мешки. Бабушка в сером вязаном платке, черной, прошлого века шубе и в валенках с галошами протягивает проводнице набитый пакет. Яблоки, крупные, зимние — аромат на весь вагон! — Хотите антоновку? — предлагает мне проводница Светлана Фоменкова, — у них здесь продукты втридорога, и я этой бабульке от ее дочки посылки передаю.

Светлана на этой дороге уже четверть века. Рассказывает, что в 90-е ходили два вагона три раза в день, и даже ночью ездил поезд.

— Человек 15–20 возили! А когда сезон был, так за клюквой на 20-й километр полсотни набивалось! А теперь два-три пассажира могут сесть за всю поездку. Конечно, и сейчас больше всего пассажиров именно в сезон.

Многие в окрестностях подрабатывают, клюкву и чернику собирают. Зарплаты у нас маленькие, вот и приходится хоть как-то крутиться. Когда будем к Жаркам подъезжать, клюквенное место покажу, — доверительно говорит Светлана: небольшой салон рельсового автобуса сближает.

РЕШЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА

Медленно перестукивая колесами, поезд выезжает на просторы огромного болота Пелецкий Мох. Говорят, его площадь сопоставима с... Москвой. И среди мха, торфа, кочек и карликовых сосен тянется узкой ниткой железная дорога.

А вот показались покосившиеся остовы домов — вымерший поселок. Бывшие деревни зарастают бурьяном, лесом. И только старые карты хранят названия вымерших сел. Пейзажи за окном поезда заставляют задуматься о решении президента.

Зачем вообще Владимир Владимирович вернул этот поезд? Ну провело РЖД «оптимизацию пассажирского сообщения», ну вычеркнули этот поезд из расписания. Неужели одного-двух жителей на всю деревню достаточно для того, чтобы сохранить ветку? Чтобы хоть несколько раз в неделю, но ходил рельсовый автобус? Ведь даже Кащенки и Жарковский, где есть магазин и почта, кажутся отшибом цивилизации.

Или узнал Владимир Владимирович про самый медленный поезд и подумал, что в наш век скоростей и несущегося времени должно быть место, где можно почувствовать не бег минут, а их медленное течение.

А еще подумал Владимир Владимирович о жителях, которым после закрытия ветки пришлось ходить до ближайшей автобусной остановки 20 километров пешком по лесу. И замолвил Владимир Владимирович словечко за тихоходный транспорт.

[IMG=3]

ОСТАНОВКА ПО ТРЕБОВАНИЮ

Самые быстрые пассажирские поезда «Сапсан» и «Ласточка» сегодня разгоняются до 250 километ ров в час. А поезд Земцы — Жарковский идет со скоростью человеческого бега, эдакий «антисапсан». «И как только машинисты выдерживают так медленно ездить?» — размышляла я и во время остановки заглянула в кабину машиниста.

— А вы скорость любите? — поинтересовалась с порога.

— Еще как! На машине, если один еду — то, ух, втоплю! — отреагировал на мой вопрос машинист Евгений.

Раньше Евгений водил поезд по соседнему маршруту: Ржев — Нелидово, Ржев — Дно. Скорость под 100 километров в час. А тут само полотно дороги не дает двигаться шибче. Поэтому всего 15 километров в час.

— Иногда по привычке пытаемся разогнаться, — кивает помощник машиниста Дмитрий. — Но стоит ограничитель, больше не дает набирать скорость.

— На этом участке только мы и ходим, за нами поездов нет, поэтому даже стопщиков подбираем, это безопасно, — рассказывает Евгений.

Иногда останавливаются и по требованию погоды. Зимой, после сильного снегопада, завалы деревьев им приходится убирать самостоятельно. За прошлый рейс семь завалов расчищали: проедут, остановятся, уберут деревья и едут дальше, до следующей вынужденной остановки.

ПРОДАМ КОЗУ ДОЙНУЮ

На станции Кащенки мужчина, бородой и шапкой напоминающий священника, садится в поезд. А я и попутчики выходим.

Смотрю по сторонам. Вокзал — уже не футбольные ворота, а дом-сарай. И даже зал ожидания имеется: один в один беседка на старой советской даче. Беседка с объявлениями. «Продам козу дойную» — ни один телефончик не оторван, не нужна никому коза.

Главное здание деревни — почта. С графиком: четыре выходных дня, три рабочих, да и то до обеда. Не график, а мечта лодыря! Прогулка по деревне, по замерзшему озеру, костер и разговоры с попутчиками, с которыми успела подружиться за медленную дорогу, и — назад, на станцию.

Гудки возвращающегося из Жарковского рельсового автобуса слышны задолго до его появления. Проводница встречает нас как давних знакомых. А поезд-то битком! Человек тридцать! Оказалось, это участники клуба транспортных путешественников, для которых семь верст — не крюк.

— Вчера на «Ласточке» из Москвы в Смоленск, утром на ГАЗели до Жарковского и обратно на самом медленном поезде! — объясняет хитрую логистику Александр. — И воспитатели, и химики, и экономисты — кого только нет в клубе. Лет 15 разными маршрутами по всей России путешествуем! За окном стемнело. Темно и в салоне, лишь фонарики путешественников мигают.

Захар, Ольга, Александр, утренние попутчики, неожиданно решили выходить в Мешках. Чтобы потом идти пешком до Земцов.

— Зачем вам это надо? Почему не доехать, хоть и на медленном, но поезде? — удивляюсь я. Или несбывшаяся мечта найти деда-гармониста не отпускает? — Там стая волков бродит… — предупреждает удивленная проводница.

— А можете по звонку мобильного телефона, если что, дать задний ход? — шутит Захар.

— Могу! — включается в игру проводница. — Но не выйдет, здесь телефоны не ловят.

— Ничего, мы с такой скоростью не отстанем! — смеются трое, покидая поезд.

Стучат в темноте колеса. Время тащится медленно. На подъезде к Земцам включается свет. Поезд оживает. Мы опять в «зоне доступа».

СПРАВКА

Ветка Земцы — Жарковский была сооружена как узкоколейка для перевозки торфа. В Великую Отечественную войну для нужд фронта ее перевели на стандартную колею 1524 мм.

В 1980-х годах по линии ежедневно курсировали три пары пригородных поездов. Время в пути составляло чуть более часа со скоростью 60 километров в час. После перестройки количество поездов стало сокращаться, скорости становились все меньше.

В 2002 году поезд разгонялся до 25 километров в час. Сейчас грузопассажирский поезд Земцы — Жарковский ходит со скоростью 15 километров в час.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.