Художник может всё
«Говорят, подобно своему герою, святому Франциску, Мессиан понимал язык птиц. Во всяком случае, композитор изучал птичье пение не только как католик, но как истинный модернист, готовый черпать вдохновение повсюду.Продолжается опера пять часов и развернута наподобие средневековой фрески. Ставилась она в бывшем заводском цеху: Бохум – это в прошлом индустриальный Рур.Вот что пишет о зале художник: «Посещая «Зал столетия», получаешь неизгладимое впечатление… Все – высота и длина – столь масштабно, что человек ощущает себя здесь крошечным существом. Но, несмотря на это, кажется, что внутри постоянно что-то происходит и что вы по какой-то причине в этом тоже участвуете».Задачу преображения зала Кабаков решил блестяще. Он вмонтировал в сцену под углом 60 градусов сияющий купол с витражами, переливающимися всеми цветами радуги.«Это создаст тот мощный аккорд, в которой сольются музыка оперы и величие зала», – говорит художник, считая, что сделал видимым «шествие навстречу искрящемуся свету через тьму этого мира». Парадоксально, что до того Кабаков был известен более в качестве певца метафизической тьмы советского быта.