Хиппи живы и поныне
[b]Как ни странно, в России до сих пор еще можно встретить людей в пестрых одеяниях, с длинными волосами, с тесемками на головах. Людей, чей девиз – make love not war, то есть «делай любовь, а не войну». Или «твори любовь». Или «занимайся любовью».
[/b] [b]Дети цветов[/b] Они появились в середине прошлого века. Они не пропали бесследно. Движение хиппи живет и по сей день. Они дожили до Интернета и теперь могут общаться на своих сайтах. …Подумать только: до Интернета. А ведь когда они начинались, домашние телефоны и те были редкостью! В начале 50-х годов XX века в США существовал термин «хипстеры», обозначавший тогда джазовых музыкантов. Вокруг них тогда начала формироваться богемная контркультура, получившая впоследствии то же название. Цветы – предмет обожания и культа всех хиппи. Они вплетали цветы себе в волосы, дарили их прохожим, вставляли их в дула автоматов полицейских и военных. После использования лозунга Flower Powe» («Власть цветов») неформалов начали называть «дети цветов». Примерно в то же время появился и основной их девиз: «Занимайся любовью, а не войной!» Хиппи часто выезжали на природу – любоваться (заодно и запасаться) цветами, да и свежим воздухом подышать никому не мешало. Война во Вьетнаме окончательно «сделала» хиппи теми, кем они стали. Волосатые молодые люди, проповедующие вегетарианство и пацифизм, буквально заполонили Америку. Они без конца устраивали митинги протеста против «грязной войны». Кстати, многие девушки ушли в хиппи, потому что их парней призвали в армию. Во время этих акций протеста ребята были неоднократно и жестоко биты полицейскими: вот она, хваленая западная свобода и демократия! Автосимволом движения хиппи стал тогда старый микроавтобус «Фольксваген», раскрашенный в стиле Flower Power (вспомните культовую рок-оперу Эндрю Ллойда Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда»! Приехали хиппи в пустынную местность на пестрой машине, спели от души и скрылись в неизвестном направлении). На таких драндулетах неформалы любили раскатывать по всей Америке, заезжая по пути в маленькие консервативные городки и шокируя жителей своими выходками. Кстати, насчет религии. Иисуса они вообще считают первым хиппи. А что? Путешествовал заросший парень в лохмотьях без копейки в кармане. Вылитый хиппи! Понятно, что церковь поспешила предать анафеме всех хиппующих. …И может, не так уж была неправа церковь? Знаменитая Кортни Лав, подруга Курта Кобейна, свое имя получила от усатого хиппи по имени Хэнк. От папы. Он назвал ее «Кортни-Любовь», а в четыре года угостил дочурку ЛСД. Ему хотелось, чтобы она «была, как цветок, и танцевала, как весна». Мама Линда не возражала. Мама тоже была хиппи. С утра до вечера в доме не прекращался праздник: одни лица сменялись другими, вваливались какие-то музыканты с толпами фанаток, все напивались... словом, бардак. А если родители уходили из дома, они легко могли оставить дочку на улице или запереть в ванной. …«Занимайся любовью»? «Твори любовь»? А детям – ЛСД? Not war, not war. [b]В погоне за ногтями[/b] Первыми советскими хиппи стали фанаты Битлов. Вот воспоминания одного из них: «…Впервые я услышал об этой группе в 1965 году из статьи в журнале «Крокодил». В статье рассказывалось, как диктор BBC сообщил о том, что Ринго Старру удалили гланды. Однако он произнес это слово настолько непонятно, что зрители подумали, будто барабанщик остриг ногти на ногах (игра слов: английское слово tonsils – гланды слегка напоминает toenails – ногти на ногах), и теперь ливерпульским почтальонам приходится работать сверхурочно, чтобы справиться с потоком писем поклонников, которые просят прислать им эти ногти. Первую их песню я услышал по ленинградскому радио. Это была A Hard Day's Night. Она мне не понравилась: показалась монотонной, и я усомнился, стоило ли из-за нее так уж гоняться за этими «ногтями»? Но затем в ГДР вышла пластинка с их песнями, взятыми из первого альбома. Не прослушать ее было просто невозможно – ведь вокруг все только и говорили о Битлах. Эта музыка пришла к нам из незнакомого, непонятного мира и просто околдовала нас…» Автор считает, что Советский Союз был разрушен именно Джоном Ленноном – Битлы воспитали свободолюбивое поколение по всему миру. А без этого свободолюбия падение тоталитаризма было бы невозможным. Немногим позже в СССР хиппи создали «систему». Суть ее была в том, что каждый ее член должен оказать любую помощь своему собрату-хиппи. Хиппи из села Кукуево (хотя вроде бы откуда там хиппи-то взяться могли?) мог свободно приехать в Москву (Ленинград, Свердловск, Кострому, Благовещенск и т. д.), найти «односистемников» и получить все, что душе угодно: ночлег, провиант, питье, чего греха таить, наркоту. Ну и подругу на ночь. Само собой: фри лав, знаете ли. А если москвичам приспичит посетить Кукуево – деревенский собрат будет должен предоставить все желаемое своим гостям. Что касаемо Москвы. Здесь были свои приоритеты и авторитеты – самые известные «явки» в столице – это Гоголевский бульвар и Старый Арбат, а в Питере – Ленинграде это, конечно же, знаменитейший «Сайгон», кафе на Невском. На этих точках «вписывались» – то есть искали место для ночлега, там же шел оживленный обмен новостями о «квартирниках» – закрытых концертах для своих. Там тусовались совсем-совсем молодые – подумать только, молодые! – Андрей Макаревич, Борис Гребенщиков, Юрий Шевчук… …Подумать только: молодые. [b]Со «стрита» на «флэт»[/b] Вобщем-то, понятно: что в Америке, что у нас главным в движении хиппи был вызов, неприятие, отрицание, ниспровержение. Основ, устоев, привычного образа жизни, ценностей. Там, за океаном, – папиного бизнеса, папиной морали. Здесь, у нас, – иной раз папиного партбилета и кодекса строителей коммунизма. Любопытно, да? Выходит, в одной лодке они оказывались – секретарь какого-нибудь парткома или честный работяга из Урюпинска и миллионер с Уоллстрит или нудный клерк из «одноэтажной Америки»! Ведь у обоих детишки, наплевав в душу родителям, уходили устраивать свою жизнь так, как они хотели… Устраивались иной раз надолго: недалеко от Копенгагена возник Свободный город Христания. В начале 70-х компания друзей и подруг, путешествуя, набрела на заброшенные солдатские казармы. Ребята долго думать не стали, оккупировали пустой военный городок и создали на его месте независимый город. Датские власти неоднократно пытались разогнать селение, потому что там вовсю процветала торговля наркотиками, однако Христания существует и сейчас. Правда, более-менее регулярно возникает вопрос, что хорошо бы ее того… Но – держится. Несмотря на то что это уже не коммуна в чистом виде, а своеобразная Мекка для хиппи. Подобие западных коммун было и в Советском Союзе. Только располагались они в малогабаритных квартирах и назывались «флэтами». Дверь во «флэт» была открыта круглосуточно и для всех. Впрочем, в эти открытые двери чаще, чем хиппи, проникали сотрудники правоохранительных органов: не стоит забывать о том, что, кроме прочего, «система» была мощнейшей в Союзе организацией, распространявшей по стране наркотики. Автостоп для хиппующих – еще один «пунктик». Они называли автостоп «дорогой совершенствования», «путемк духовному совершенству»… в общем, какие только дифирамбы ему не были спеты. Без единого гроша хиппи, бывало, доезжали до Индии – культового места хиппи. Но советские власти трактовали автостоп как «бродяжничество» и «попрошайничество», и хиппи вместо Индии мог попасть в место не столь отдаленное. Да, в принципе, не такое уж и культовое. [b]Мы не знаем времени[/b] …А годы летели, летели. И вяли цветы, изнашивались тесемки и пестрые майки, и выцветали на них буквы. И кто-то, поумнев и повзрослев, уходил из «системы» в другую систему и вписывался в нее уже не по-детски: отдана дань молодости, пошумели, побузили – хватит. Что там, папа, ты говорил насчет счета в банке? А как у нас с дивидендами? Акции поднимаются или падают? Я здесь, папа. Я помылся, подстригся, я вернулся! Я теперь такой же, как и ты! Кто-то «вернулся», а кто-то и нет, и этих «кого-то» у нас еще – поверите? – много. Тысячи, а то и десятки тысяч по всей России. И сайт есть свой у хиппи ХХI века, и собираются они – постаревшие, полысевшие, весь хаер растерявшие (это волосы, кто не в курсе), но ничего не забывшие… И принимаются вспоминать, к примеру, фестивали «Радуга», которые в интересах конспирации проводили каждый раз на новом месте. Приезжали тогда ребята на природу, раскидывали палаточный лагерь и жили в свое удовольствие, кто неделю, кто месяц, а кто и больше. Наша доблестная милиция, естественно, бдела и упорно эти лагеря разгоняла, объясняя насилие тем, что в лагере, опять же, наркота гуляет. Да и условия антисанитарные. Один из наших советских хиппи написал четверостишие. Читаешь – и право же, сердце щемит: [i]Нас мотает по свету, как пыль цветочную. Нас боятся, как демонов, города восточные. Мы идем в Катманду, мы не знаем времени, Мы последние из цветочного племени.[/i] Давно уже известно, что именно из хиппи «вылезли» все остальные субкультуры – это и рокеры 70-х, и панки 80-х, и рэперы 90-х, и (боже ты мой!) даже нынешние эмо… Одна субкультура породила море себе подобных. Какие-то из них похожи, какие-то не очень. Но они, хиппи, были, в сущности, первыми. …Иду я тут как-то на днях по парку. Настроение замечательное, птички поют, в общем, ништяк. И (е-мое!) вижу – идет мне навстречу мужик. Лет 50–60 на вид, не меньше, внуки, небось, уже есть. Или на подходе. Но что это за мужик! Сгорблен немного, но все равно высокий. Одет пестро-пестро, даже краски весенние тусклыми показались. Хаер – чуть не по пояс – седой. Подхвачен по лбу повязкой – линялой тряпочкой. Футболка, разукрашенная всеми цветами радуги, но немногочисленные белые пятна явно складывались в пацифик. У меня просто шок. Идем мы так друг другу навстречу, и я просто глаз отвести не могу: не подозревал даже, что бывают такие фанаты своего дела! Поди, всю жизнь хиппует. Ну и он меня вовсю разглядывает, вероятно, из-за моих выпученных глаз и разинутого рта. Когда поравнялись с ним, его, наверное, задолбало это лицезрение, и он спросил хриплым голосом: – Ты че, чувак? И сделал я первое, что мне пришло в голову, – помахал ему рукой и брякнул: – Мэйк лав! Старик аж поперхнулся. А потом распрямился и произнес вдруг совершенно молодым певучим баритоном: – Нот во! Так и разошлись. Смотрю вслед – а прямо ведь дед идет, не сутулится! [b]СПРАВКА «ВМ»[/b] [i]Первое использование слова «хиппи» зафиксировано в передаче одного из нью-йоркских телеканалов 22 апреля 1964 года, где этим словом была названа группа молодых людей в майках, джинсах и с длинными волосами, протестующих против вьетнамской войны. В то время было популярным сленговое выражение to be hip, означавшее «быть в курсе», «просекать». Началом движения хиппи принято считать 1965 год. Хиппи выросли из среды «битников» – молодых людей, презирающих общепринятые нормы поведения и морали и причисляющих себя к потерянному поколению. Самые яркие его представители – такие американские писатели, как Уильям Сьюард Берроуз («Машина размягчения», «Дикие парни») и Джек Керуак («На дороге», «Книга снов»).[/i] [b]АНЕКДОТЫ В ТЕМУ[/b] Слониха со слоном идут по джунглям. Вдруг навстречу им – мамонт! [i]– Ой, мама, мама, кто это? – спрашивает испуганный слоненок. – Это хиппи, сынок, он маму не слушался![/i] Бабка обращается к хиппу на улице: [i]– Молодой человек, как мне пройти на улицу Горького? – Во-первых, не молодой человек, а чувак. Во-вторых, не пройти, а кинуть кости. В-третьих, не на улицу Горького, а на Пешков-стрит. А в-четвертых, не знаю я, вон у мента спроси.[/i] Бабка подходит к милиционеру: [i]– Чувак, как кинуть кости на Пешков-стрит?[/i] Тот медленно опустил руку, было дернувшуюся к козырьку: [i]– Хиппуешь, клюшка?[/i]