«Москвич» наехал на Белый дом

«Москвич» наехал на Белый дом

Общество

[b]Сегодня утром знаменитый Горбатый мост, что у Белого дома, проснулся от шума многолюдной толпы. Около тысячи человек — работников когда-то процветающего, а ныне фактически простаивающего без дела автомобильного гиганта АО «Москвич» — пришли сюда защищать интересы своего завода. Требование пикетчиков точнее всего выражал лозунг: «Требуем от правительства России исполнения указа президента РФ о передаче правительству Москвы акций «Москвича».[/b]— Я пришла сюда защищать себя и свою семью. Живем без денег, без еды, голодные, холодные, — говорит работница, пытаясь поднять повыше плакат «Мы хотим работать!» — На что живем? А у меня дочь инвалид 2-й группы, вот на ее пенсию 1700 рублей и живем. А еще собираю бутылки.— Такими заводами, как «Москвич», не бросаются, — уверенно заявляет ведущий инженер АЗЛК Татьяна Николаевна Новикова, проработавшая на заводе уже 30 лет. — Мы не хотим, чтобы такой гигант превратился в какой-нибудь торговый центр по продаже всякого барахла.Слышатся возмущенные возгласы: «Акции завода — правительству Москвы!», «Мы не хотим развала автомобильной промышленности», «Дайте работу!» Председатель профкома «Москвича» Виктор Иванович Чернов рассказывает корреспонденту «ВМ» историю сегодняшних событий. Еще в январе 1987 года вышло постановление № 57 Совета министров СССР о выделении тогда производственному объединению «Москвич» кредита, равного 540 миллионам долларов. Как в нем говорилось, «в целях достижения высокого технического уровня… и расширения на этой основе экспорта легковых автомобилей». На большую часть этой суммы было закуплено оборудование для производства двигателей. Причем не только для «Москвича», но и для связанных с ним тогда в единой цепочке заводов в Кашире, Ставрополе, Челябинске, Кинешме, Йошкар-Оле.В 1991 году, когда Союз распался, выдача кредитов прекратилась. Завод не дополучил 160 миллионов долларов. Новое оборудование так и не заработало, оставаясь стоять упакованным на заводе, а в 1996 году работа «Москвича» вообще остановилась. Правительство России, у которого находится контрольный пакет акций, то бишь 60%, никакой помощи заводу не оказывало.Зато готовность помогать бывшему АЗЛК выразило правительство Москвы. С помощью мэра завод опять начал работать и даже наращивать выпуск автомобилей, но наличие внушительного долга опять привело к уже окончательной остановке производства в ноябре 2001-го. Мэрия может помочь бывшему гиганту только в том случае, если получит контрольный пакет акций, который, кстати, правительству России предписывалось передать еще в 1997 году указом президента Ельцина за номером 276.— Этого сделано не было, — сокрушается Чернов, — и, как говорят в правительстве России, сделано не будет, пока мы не вернем кредит, который с пенями и штрафами сегодня составляет 600 миллионов долларов. Но это, на наш взгляд, долг России как преемника СССР. Да и как мы его можем отдать, если закупленное на кредиты оборудование стоит в ящиках?Год назад Касьянов предложил создать акционерное общество на базе «Москвича», которое занялось бы эффективным использованием оборудования. Но решение этого вопроса затянулось на неопределенное время, что и стало последней каплей…Поддержать своих коллег пришли и рабочие других автомобильных заводов.— Мы с «москвичами»! — заявила работник ЗИЛа Фарида Межевич. — У нас на заводе тоже плохая ситуация. Правда, мы пока работаем, но перебои с зарплатой, которая, кстати, всего 1900 рублей, бывают по три месяца. Я вот с двумя детьми из долгов не вылезаю.

Google newsGoogle newsGoogle news