Генерал-разведчик лоббирует интересы торговых компаний

Общество

Юрий Кобаладзе был профессиональным разведчиком, когда-то работал в Лондоне «под крышей» Гостелерадио. Теперь он профессиональный лоббист, или специалист по GR (отношения с госструктурами). Лоббист – это человек, который, пользуясь собственными связями, продвигает тот или иной закон, выгодный его нанимателям. Номинально Кобаладзе – управляющий директор по корпоративным отношениям в компании, название которой можно спутать с моделью модного немецкого внедорожника – X5 Retail Group. Однако все гораздо прозаичнее: это торговая компания, которая владеет небезызвестными розничными сетями «Пятерочка» и «Перекресток». Не гражданин, а президент – Не зазорно бывшему разведчику, который отстаивал интересы государства, продвигать теперь йогурты и шпроты? – Я очень горжусь, что работал в разведке, она многое мне дала, сформировала меня как личность. Я глубоко убежден, что интересы общества – выше любых других. Просто иногда между государством и частной структурой возникают конфликтные ситуации, и лоббист – это как раз тот человек, который может их разрешать. Это благородная задача, и ничего зазорного я в этом не вижу. – А между тем сейчас ваши коллеги управляют страной… – Я всегда возражаю против подмены понятий, когда сам факт принадлежности к спецслужбам вроде бы отвечает высшим государственным интересам. И я уверен, что этого не происходит. Я хорошо знаю, например, Сергея Иванова, первого вице-премьера, как порядочного человека, питаю к нему теплые товарищеские чувства – как-никак, в одном отделе 20 лет вместе проработали. – Качества, которые дала вам разведка, помогают быть лоббистом? – Конечно. Разведка – это очень организованная, управляемая структура, и менеджерский опыт, полученный на этой работе, очень помогает. Какие качества? Их сама профессия вырабатывает: это и умение правильно планировать свой день, и сосредотачиваться на главном, и знание людей плюс навыки общения с ними, и аналитический склад ума. Наконец разведка – политическая организация, поэтому я своим студентам в МГИМО (Ю. Кобаладзе – профессор кафедры международной журналистики. – И. Д.) говорю: вы должны интересоваться политикой, знать, как живет страна. Мне это помогало лоббировать Советский Союз, когда я работал 1977–84 годах в Англии корреспондентом Гостелерадио. – Как же, интересно, вы это делали? – Могу рассказать одну историю. В Лондоне я был аккредитован в ассоциации иностранной прессы, даже был ее вице-президентом и одновременно директором клуба. А клуб был, по сути, рестораном. Забавно, но мне как советскому гражданину было запрещено подписывать какие-либо бумаги, а я подписывал их по десятку в день – на покупку продуктов для ресторана. А еще я был президентом винного клуба. И мы писали письма в различные винные компании, чтобы нам продавали вина со скидками. Как-то приходит письмо из посольства Чили с приглашением на дегустацию их вин. А надо сказать, что в те годы – после свержения правительства Сальвадора Альенде – у СССР с Чили контактов не было. Когда я оказался в чилийской дипмиссии, посол мне говорит: «Вы первый советский гражданин, которого мы здесь видим». Во-первых, отвечаю, я не советский гражданин, а президент винного клуба, а во-вторых, я надеюсь, что вино, которое мы будем дегустировать, было розлито в бутылки еще при президенте Альенде. Это потрясло всех, а я был горд собой. С тех пор я большой поклонник чилийского вина. При виде мегасторов слезы наворачиваются от гордости – Как проходит день лоббиста? Встречи с чиновниками за сигарами и коньяком? – Звучит, конечно, красиво и романтично, но уверяю вас – не только это. – Обивание высоких порогов? – Да. Вот сейчас обсуждается закон о торговле, и мы кровно заинтересованы, чтобы он не мешал развитию отрасли, а способствовал ему. Отрасль сделала огромный рывок за последние несколько лет. Когда я езжу по Москве и вижу все эти мегасторы, у меня слезы наворачиваются: смотрите, каких результатов мы добились! – Действительно, магазины в городе как грибы растут. Разве этому можно помешать? – Можно. Если создавать искусственные барьеры. Попытка остановить птицу, которая набирает скорость, опасна – и для отрасли, и для государства и общества. Лоббируя закон о торговле или поправки к нему, мы на пальцах доказываем, что розничная торговля – это тот механизм, который способствует снижению цен, их стабилизации. И на бытовом уровне люди это хорошо понимают. Недавно в одном из «Перекрестков» мы обнаружили сваю, которая прогнила, и закрыли магазин, хотя там и близко не было опасной ситуации. Но закрыли, чтобы не рисковать. Так народ пошел в управу. Вы что, говорят, делаете? Казино хотите вместо магазина открыть? Мне звонят из управы: объясните людям, что происходит, потому что они волнуются. Действительно, магазин обеспечивал весь микрорайон, жители к нему привыкли, им удобно. Мы все слишком быстро забыли времена, когда народ озверело кидался на колбасу, которую вывозили в торговый зал, а о качестве тогда никто и не думал. А сейчас выбираешь – одного йогурта сортов тридцать! Нагрузишь тележку так, что тебя за ней не видно. Это же произошло благодаря торговым сетям. Поэтому надо им помогать, хотя, конечно, и контроль разумный должен быть. – А как быть с монопольными сговорами – о них сейчас много говорят. – В том-то и дело, что только говорят! А мы свято верим во всякие разговоры, потому что народ такой. Верить – проще, чем попытаться понять и объяснить, почему цены растут. – Почему же? – Цены на продукты питания и продовольствие растут во всем мире. Причин несколько. Часть зерна, например, идет на производство альтернативного топлива. Появляются новые едоки, которые раньше пили кружку молока в год, а сейчас пьют цистерну. Например, Китай... Но гораздо проще сказать: торгаши договорились! А ведь они как раз и заинтересованы, чтобы дешевле купить и дешевле продать – привлечь больше покупателей. Вот мы недавно сравнили инфляцию в торговых сетях и в среднем по стране. Оказалось, что в сетях она ниже! Между сетями идет жесточайшая конкуренция за покупателя. Поэтому меня огорчают заявления наших руководителей, которые говорят, что мы, мол, еще разберемся с этими ценовыми сговорами. Общаясьс чиновниками, я говорю: будьте осторожнее, отрасль только набирает обороты. В Москве десятки, сотни магазинов можно еще открыть! Провинция же вообще не освоена. – И что, слушают вас чиновники? – Я же не случайно стал лоббистом. За многие годы работы у меня появилась репутация, знание людей и контакты на госслужбе. – Конечно! У вас же в однокурсниках сам министр иностранных дел Сергей Лавров! – Мы просто дружим, вот уже сорок лет, с тех пор как поступили в МГИМО в 1967 году. Вместе активно отдыхаем – каждое лето сплавляемся по рекам. – Это же опасно. Помните, в прошлом году в Китае целая группа наших рафтеров погибла? – Потому что они пошли по сложной реке, да еще без нужных знаний, без страховки, без телефонов! Мы серьезно относимся к сплаву, в пекло не лезем, жизнями не рискуем. У нас инструктор, который лет десять с нами ходит, он тщательно готовится к сплаву, хорошо знает маршруты – где какой порог… Мы авантюризмом не занимаемся. Всю жизнь занимаюсь тем, что люблю – Знакомая студентка МГИМО сказала мне, что мечтает заниматься GR. Что ей посоветуете? – Позвонить мне, я открою ей глаза. Если у нее лежит к этому занятию душа, то она очень хорошую выбирает профессию. Но это очень непростое, тайм-консьюминг, то есть времязатратное дело. От личной жизни порой приходится отказываться – бегать, договариваться, очаровывать. – Может, девушке как раз проще в этом бизнесе – у нее есть секретное оружие? – У мальчиков тоже есть секретное оружие ( смеется.)! Если серьезно, все зависит от способностей и качеств. Так сложилось, что в пиаре, например, больше женщин, нежели мужчин. – А в лоббистах? – Я бы не сказал. Одна из наших газет публикует список самых мощных лоббистов – там с девушками не очень. Правда, это верхний эшелон. – А вы на каком месте, не припомните? – Меня еще там нет, я попадаю в рейтинги по торговым сетям – но льщу себя надеждой, что он достаточно высок. – Можно предположить, для вас как для лоббиста важнее репутация, нежели близкое знакомство с министром? – Когда я работал в разведке, руководил пресс-бюро СВР, я был заметной фигурой в СМИ. Многие до сих пор меня помнят, моя репутация, мое реноме продолжают работать на меня, хотя я уже в другой сфере. Это, кстати, главный совет для тех, кто хочет работать лоббистом: с первого же дня надо думать о своей репутации, потому что она следует за тобой, куда бы ты ни шел. Можно драматически поменять направление своей деятельности, но то, что ты наработал за годы, никуда не денется. Я даже знаю экстремальные примеры. Например, когда мой друг, в прошлом солист Большого театра Александр Ворошило, потерял голос, он стал производить колбасу. Ему вовсе не мешало, что он народный артист и выдающийся певец. Наоборот, люди сказали: молодец, парень, не стал плакать, пошел и сделал дело, добился результата! – А вы? Можете вдруг опять поменять направление? – Нет. Мое занятие мне по душе, оно соответствует моему характеру, образованию, знаниям и т. п. Сфера лоббирования не предлагает стандартных решений по каждому поводу, всякий раз какая-то новизна. Ну и, конечно же, у меня есть коммуникационные способности, которых у некоторых людей просто нет. Я умею ладить с людьми, выстраивать отношения. Я вообще по натуре репортер, люблю где-то присутствовать, рассказывать с места события. А другому, скажем, интереснее посидеть за столом, написать большой аналитический материал. Я счастливый человек, я всю жизнь занимаюсь тем, что люблю. Поэтому с успехом выживаю в конкурентной среде. Досье ВМ: Юрий КОБАЛАДЗЕ родился в Тбилиси в 1949 г. Окончил факультет международной журналистики МГИМО. С 1972 года – в Службе внешней разведки (кличка Коба). Генерал-майор в отставке. В 1977–1984 годах был корреспондентом Гостелерадио СССР в Великобритании. С 1984 года – в центральном аппарате Первого главного управления СССР (служба внешней разведки), в 1991–1999 годах – руководитель бюро по связям с общественностью и средствами массовой информации СВР. В 1999 году – первый заместитель генерального директора ИТАР-ТАСС. В 2000–2006 гг. был управляющим директором инвестиционной компании «Ренессанс Капитал»: отвечал за связи с государственными структурами, правительственными учреждениями и СМИ, а также определял общую стратегию компании в области связей с общественностью. В прошлом году назначен директором по корпоративным отношениям X5 Retail Group. Женат, имеет двух дочерей и внука. Любимая фраза: «Дружба дружбой, а спецслужба – спецслужбой». Увлечения - музыка, живопись, водный спорт.

amp-next-page separator