Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Концерты в темноте: если не видеть музыкантов, музыка начинает звучать по-новому

Развлечения
Концерты в темноте: если не видеть музыкантов, музыка начинает звучать по-новому
По словам Сергей Сергиевского из проекта «Живая вода», этот концерт - его первый опыт игры в темноте / Фото: Ксения Новоселова
По команде гида ты кладешь левую руку на плечо человека, стоящего впереди, и тут же чувствуешь тяжесть чьей-то ладони на собственном плече. И вот так, друг за другом шесть человек погружаются в по-настоящему кромешный мрак.

В четверг, 20 июля, в Государственном музее-культурном центре "Интеграция" имени Н.А. Островского на Тверской прошел очередной Концерт в темноте. В этот раз организаторы решили отправить своих гостей в бездну космоса, окружив их звуками гонга и тибетских поющих чаш. Музыку во тьме услышала и корреспондент «ВМ».

ВХОД В ТЕМНОТУ

Светлый зал постепенно наполняется людьми. К заявленному началу концерта здесь собирается порядка сорока человек. Зрители, готовые приобщиться к искусству в необычных условиях, недоумевают: до начала всего несколько минут, а сцена пуста – никаких инструментов, кроме классического рояля и большого плазменного экрана. В ответ на нем высвечивается: «Нет, концерт будет не здесь!»,

Все, ради чего в этот вечер люди оказались в центре «Интеграция», ожидает их в соседнем темном зале, куда гостей провожают незрячие гиды. В отличие от нас, они прекрасно ориентируются в полной темноте.

- Уважаемые гости, не надо переживать. В помещении абсолютно ровный пол, так что вы не сможете запнуться. Первые шесть человек, пожалуйста, следуйте за мной, - на пороге мрака слушателей встречает гид по имени Игорь. – Я иногда буду обращаться к замыкающему нашу группу. Я должен быть уверен, что никто не потерялся по дороге.

Прежде чем войти в темный зал, необходимо оставить снаружи все свои вещи. С мобильным телефоном и часами расстаться придется в обязательном порядке: единство темного пространства не должна нарушить ни одна вспышка света. Очки с собой тоже брать не стоит. Во-первых, смотреть в окружающей черноте не на что, а во-вторых, очки могут случайно упасть на пол. Увы, в этом случае их скорее всего раздавит кто-то из идущих следом за вами. И еще один момент: конечно же, на темноту стоит морально настроиться, но у нее на все ваши установки свой особый взгляд. Если вы отправляетесь во тьму впервые, она обязательно удивит вас.

- А я вижу, кстати, - парень, идущий следом за мной, говорит слишком громко, так что его страх становится практически осязаемым.

- Сереж, перестань, пожалуйста, - шипит его спутница, которую, кажется, зовут Ксения, и она замыкает нашу группу. – Ты ничего не можешь тут видеть. Это твои фантазии.

Я охотно верю девушке и даже киваю головой в знак солидарности, но ни она, ни ее друг, держащий меня за левое плечо, этого жеста увидеть не могут. Вокруг нас непроглядная чернота. Все, на что мы способны, - слышать друг друга и нашего гида. Он подводит нас к стульям, которые нужно найти наощупь, и мы рассаживаемся. Следом идут другие группы гостей. Люди заметно нервничают и становятся все более разговорчивыми. Кто-то начинает громко смеяться, кто-то переходит на очень отчетливый шепот, кто-то старается тут же обсудить с соседом все происходящее. Я поднимаю ладонь вверх, подношу ее к лицу… и ничего не вижу, ни единой линии. Мрак кажется густым и плотным, а от нарастающего гула голосов становится по-настоящему тяжелым. В этот момент начинается музыка.

- Пожалуйста, сделайте глубокий вдох и представьте, что вы находитесь на берегу океана, - говорит приятный голос откуда-то справа, я еще не знаю, что его обладателя зовут Сергей Сергиевский и он уже много лет преподает йогу. Сейчас это просто звук, сменяемый музыкой, которую морская волна создает, встречаясь с галькой на берегу. Постепенно безумная пляска мыслей в голове успокаивается, дыхание становится ровным, а в зале воцаряется тишина. От звучания поющих чаш и гонга желание говорить угасает, а внутри появляется чувство полного покоя, которое будет держаться еще долго после окончания концерта.

МУЗЫКА ЖИВОЙ ВОДЫ

Звон колокольчиков и гул гонга затихают, и гиды постепенно начинают выводить зрителей на свет. Всех предупреждают: глаза лучше опустить вниз, чтобы выход из темноты прошел безболезненно. Несмотря на то, что в коридоре перед залом царит полумрак, многим приходится прикрыть глаза рукой – после часового пребывания во тьме глаза становятся по-настоящему чувствительными.

Гости вновь собираются в светлом зале. Здесь их ждет знакомство с гидами и музыкантами уже воочию. И вот тут начинается сеанс обратной связи. Слушатели рассказывают о своих впечатлениях и заваливают музыкантов вопросами.

- Уже около двух лет существует наш музыкальный проект «Живая вода», - рассказывают Сергей Сергиевский и Денис Барышников. – Мы давно увлекаемся подобной этнической музыкой, к тому же преподаем в Школе йоги и используем поющие чащи, гонг и другие инструменты во время занятий. Для нас сегодняшний концерт – первый опыт игры в темноте, так что впечатлений довольно много, но очень сложно передать их словами. Это очень интересный и оригинальный опыт. Игра во мраке, конечно, несколько ограничивает наши возможности, зато знакомит с совершенно новыми для нас гранями восприятия мира.

Концерты в темноте: если не видеть музыкантов, музыка начинает звучать по-новому Евгений Арнапольский, руководитель проектов «Концерты в темноте» и «Диалоги в темноте», рассказывает, что незрячие люди, которые приходят в проект, проходят огромную подготовку, чтобы легко ориентироваться даже во внештатных ситуациях / Фото: Ксения Новоселова

Сергей и Денис также участвуют в проекте «Музыка в метро», так что пассажиры столичной подземки могут услышать их довольно часто.

- Как правило, мы играем на центральных станциях серой ветки, - говорит Денис Барышников. – Нас можно встретить на «Полянке», на «Боровицкой» или в переходе от «Цветного бульвара» на «Трубную».

ЧИСТОТА ТЕМНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

История концертов в темноте началась еще в 2014 году, когда руководству центра «Интеграция» пришла идея создавать различные проекты совместно с людьми с ограниченными возможностями на высоком, профессиональном уровне.

- Тогда мы только начинали работу, - рассказывает директор центра Государственного музея-культурного центра "Интеграция" имени Н.А. Островского Алексей Володин. – Позже к нам присоединились наши друзья и партнеры из Московского продюсерского центра и проекта «Диалоги в темноте». Наши концерты начинались с русского фолка, а потом появилась площадка на Тверской, где мы хотели собрать очень творческую молодую аудиторию.

На сегодняшний день центр создал уже семь различных проектов. Концерты в темноте – один из них. Создатели называют его «огромным эмпирическим экспериментом» для всех участников процесса.

- Это уникальный формат для Москвы и всей России, - говорит директор Московского продюсерского центра Андрей Петров. – Насколько нам известно, ничего подобного никто до нас в нашей стране не делал. Когда мы начали прорабатывать концепцию проекта, столкнулись с тем, что у нас перед глазами просто не было опыта, на который можно было бы опереться.

Впрочем, роль первопроходцев пришлась создателям нового формата по вкусу. И работа пошла. К участию в нестандартных концертах приглашали представителей самых разных музыкальных направлений, чтобы посмотреть на реакцию публики.

- В этом деле есть один очень важный нюанс, - продолжает Андрей Петров. – Один и тот же музыкальный материал в темноте и при свете воспринимается очень по-разному. Так что перед каждым концертом мы проводим множество репетиций, а темнота раз от раза преподносит нам сюрпризы. Даже артисты, которые уже давно выступают на различных площадках и хорошо известны городу, в таких условиях раскрываются с принципиально других, новых сторон. И новая информация идет к нам не извне, как мы привыкли, а изнутри, потому что мы совсем иначе реагируем на музыку, не видя ничего перед собой.

Кстати, темнота в зале такая, какую никогда не встретишь в природе. Даже самый темный час перед рассветом светлее и спокойнее. Технология зала уникальна, так что создатели держат ее в секрете. При этом уверяют: зал отвечает всем требованиям безопасности, а гиды точно знают, как действовать в любой внештатной ситуации.

Концерты в темноте: если не видеть музыкантов, музыка начинает звучать по-новому Евгений Арнапольский, руководитель проектов «Концерты в темноте» и «Диалоги в темноте», рассказывает, что незрячие люди, которые приходят в проект, проходят огромную подготовку, чтобы легко ориентироваться даже во внештатных ситуациях / Фото: Ксения Новоселова

- Когда незрячие люди приходят работать к нам, они проходят хорошую подготовку, - рассказывает Евгений Арнапольский, руководитель проектов «Концерты в темноте» и «Диалоги в темноте», - Если даже случится некая внештатная ситуация, наши гиды знают, как с ней справиться. Они полностью отвечают за безопасность зрителей в зале.

Концерты в абсолютном мраке помимо возможности узнать что-то новое о самих себе и испытать принципиально новые ощущения дарит слушателям шанс осознать: незрячие люди в этом мире – отнюдь не ограниченные неким недугом несчастные, на которых можно смотреть разве что с сочувствием и снисхождением. Попадая в их мир, в страну темноты, маленькими и ни на что не способными становимся мы сами. А вот ребята в темных очках, наоборот, прекрасно ориентируются в ситуации и без их помощи нам не обойтись.

- Как-то раз на юге я шел, держа за руку одного из моих детей, - говорит Евгений Арнапольский. - Проходивший мимо мальчик с детской непосредственностью выдал: «Ого! Слепого дедушку я видел, а вот слепого папу – никогда!». Общество до сих пор не знает, что незрячие люди живут с остальными на одной территории, точно также решают какие-то свои вопросы и проблемы, живут полной жизнью и ничем не отличаются в этом отношении от остальных. Мы всего лишь хотим показать: у нас совершенно равные возможности, а когда нечто рождается путем взаимодействия нескольких по-настоящему творческих людей, оно обречено на успех.

Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.