Музыкальная драма «Чудотворец» - «рестарт» в оболочке новой концепции
Утвержден новый состав исполнителей будущей музыкальной драмы «Чудотворец», репетиции которой начались в Москве. Да, речь идет о том самой «Чудотвреце», о котором мы писали в прошлом... о том самом, да и не о том вовсе! Так тоже бывает. Сейчас объясню - почему. И заодно поясню, почему я написал, что репетиции «начались», а не «продолжились» или «возобновились». В прошлом году в СМИ появилась информация о том, что Москве готовится первая в истории постановка православного мюзикла "Чудотворец", посвященного жизни преподобного Серафима Саровского. Тогда эта идея – православного мюзикла – кому-то показалось необычной и смелой, кому-то дерзкой, а у кого-то вызвала непонимание и неприятие. А кто-то ожидал от будущего мюзикла чего-то вроде «нашего ответа Эндрю Веберу» с его уже ставшим классическим мюзиклом «Иисус Христос – Суперзвезда».В прошлом году премьера «Чудотоворца» так и не состоялась. Но трагедии в этом не усматривают те, кто отдал этой работе полтора года, более того, они уверены: так и должно было случиться.- В том виде, в рамках той концепции и того жанра спектакль не смог родиться даже и в муках, - рассказывает автор идеи, главный организатор и вдохновитель проекта, оперный певец Вячеслав Анисимов. – Вот и не ладились наши дела. Словно нам подсказывали – делается что-то не то, друзья дорогие. Критическая масса проблем и неудач накопилась, в какой-то момент в коллективе начались острые споры, закончившиеся - тут я немного забегаю вперед - расколом. Осью споров были форма и содержания постановки. Все яснее становилось, что фривольная форма никах не может облачить высокие духовные посылы, заложенные в музыке композитора Владимира Булюкина и в тексте поэмы "Чудотворец" московской поэтессы Татьяны Шорыгиной, - я имею в виду, например, танцующих молодые актрис в коротких юбочках, с голыми пупками и прочими прелестями. Это все замечательно, но при чем здесь православная тематика? Сам жанр мюзикла, возможно, органичный для протестанской культуры и их религиозной традиции, у нас стал просто отторгаться как чужеродный, войдя в противоречение с русскими православными традициями. Известно, что православию свойственны сдержанность, скромность и даже строгостью в вопросах веры и церкви. Тем более речь шла о Серафиме Саровском. Все очевиднее становился этот «зазор». И в то же время «поезд» несся на всех парах, что-либо менять было поздно – объявлена дата премьеры. Ситуация была очень сложная.И вот на всех парах «поезд» идет под откос – из проекта уходит композитор, автор музыки Владимир Булюкин. Надо сказать, что музыкальная поэма к тому времени тогда была написана, сделана аранжировка (Булюкин работал над этим почти два десятилетия), а тут приходит новый композитор, начинает все с с нуля. Шутка ли?! Как следствие, возникли трудности с инвесторами, и в конце концов премьеру пришлось отложить. И тогда мы поняли – это Божий промысел, - продолжает Вячеслав Анисимов.- Мюзикла - не будет! Но будет музыкальная драма. По сути – музыкальный спектакль, но с элементами хореографии. И это не шоу a la бродвейские постановки, а духовно тонкий, щемящий, красивый спектакль. Таким мы его видим. Говорю мы – потому что вернулся Владимир Булюкин, - время недопонимания и взаимных обид остались позади, чему я очень рад. И вот, пережив этот кризис, мы всё переосмыслили и потом продолжили работу в рамках уже новой концепции. И дело не только в отказе от «голых пупков». - нет, всё решено делать в другом ключе, на другом уровне. Пришел новый режиссер – опытный театральный постановщик Александр Аверин, наш единомышленник. Вместе с еще одним профессиональным драматургом он взялся за доработку литературной основы. От несостоявшегося мюзикла будущий спектакль унаследовал разве что реквизит и часть декораций, что, впрочем, немало.Новый подход – и в вопросах финансирования. Ни государство, ни крупные инвесторы нам по большому счету не смогли помочь, и тогда мы обратились к друзьям, - творческим людям, православным, разделившим наш новый подход. Теперь безвозмедно помогают нам мастер-дизайнер по костюмам Наталия Мотина, хореограф Юлия Цуркова, оранжировщик Андрей Уфимцев. Ребята из Свято-Алексиевской гимназии (это в Дмитровском районе) оказывают помощь в изготовлении декораций, нахожят нам нужный реквизит – к примеру, колокол, свечи, необходимую церковную атрибутику, облачения... В нашему разговору подключается, окончив репетицию с камерным хором «Покров», композитор Владимир Булюкин. Он считает принципиальным то, что в готовящемся спектакле решено уйти от электронной музыки. И теперь партии рассказчика, звонаря, юродивого, блудницы, сатаны, будет сопровождать живой оркестр - фортепьяно, две скрипки, кларнет.- Музыкальную поэму «Старец Серафим Саровский Чудотворец» я сочинил благодаря появлению в моей жизни поэмы московской поэтессы Татьяны Шорыгиной «Чудотворец», - рассказывает Владимир Булюкин.-Удивительна жизнь великого русского святого. Когда он был еще Прохором (это имя, данное ему в Крещени), то однажды, забравшись на колокольню недостроенного собора в родном Курске, - и далее цитирую поэму: «восхищенный красотой земной, он два крыла почуял за спиной и вниз шагнул». Но десница ангела-хранителя сохранила жизнь юного избранника Божия.Драматическими и музыкальными средствами мы расскажем о явлении Богородицы Серафиму Саровскому, о его монашеской жизни, о столкновении его с разбойниками, о его подвиге молчания и о его успении.В репетиционном зале ЦЖКЖ, где шла наша беседа с Вячеславом и Владимиром, мне показали редкий и необычный (для меня) документ – рапорт. Но не военный, а - церковный, есть, оказывается, и такие чему я по неведению удивился. Документ настолько интересен и по содержанию, и по стилистике, что хочу привести его почти полностью:[b][i]Его ВысокопреосвященствуВысокопреосвященнейшемуЮвеналиюМитрополиту Крутицкому иКоломенскомуПредседателя Епархиальной богослужебной Комиссииигумена Григория (Щелкунова)ПредседателяЕпархиального отделарелигиозного образования и катехизациииеромонаха Константина (Островского)РАПОРТВаше Высокопреосвященство!Представленный на наш совместный отзыв музыкальная поэма «Старец Серафим Саровский Чудотворец», сочинение руководителя Московского хора «Покров» Булюкина В.В. на текст поэмы московской поэтессы Татьяны Шорыгиной, была нами рассмотрена и прослушана в клавирном исполнении. Музыкальная поэма написана для среднего голоса-соло, дуэта голосов и трехголосого хора(…).Текст поэмы вполне раскрывает поэтическими образами жизненный путь и духовные подвиги преподобного Серафима Саровского.Музыкальная часть сочинения яркими красками красивой гармонии выражает смысловую нагрузку текста, внутренний мир святого, и легка для слухового восприятия слушателем.Считаем, что музыкальная поэма достойна издания для ее исполнения на концертной сцене и полезна для восприятия как верующими людьми, так и для широкой публики.Вашего Высокопреосвященстванедостойный послушники…[/i][/b]…далее – подписи и – размашисто – благословение митрополита.И Вячеслав Анисимов, и Владимир Булюкин особо подчеркивают: собственно Серафима на сцене не будет. Будут размышления о святом, о его жизни. Никто из актеров не будет играть ни батюшку Серафима, ни святых. Не будет никаких вольных трактовок писаний и канонов. Нужно найти золотую середину – чтобы было интересно, занимательно, но - без непотребных излишеств и одновременно без нравоучений и наставлений.Залог грядущего успеха – опыт и тонкий вкус режиссера Александра Аверина, талант и трудоспособность композитора, дипломанта Всероссийского конкурса Владимира Булюкина и творческие и волевые качества Вячеслава Анисимов, - кстати, ученика Юлии Николаевны Замятиной, в прошлом солистки Большого театра, и заслуженного артиста России Сергея Михайловича Казначеева; Анисимов выступал на концертных площадках Москвы; на его плечах проведение более тридцати благотворительных акций для детей-сирот, детских домов и учреждений, он участвует во многих социально-направленных программах России.Сейчас идет реконструкция театральной сцены и зала при музее Есенина. Здесь и ожидается премьера музыкальной драмы «Чудотворец». Когда? Если не получится в августе, то тогда осенью этого года, – ответили мне, - всё будет зависеть от готовности сцены и зала. Бог в помощь!