Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту

За долгом долг

Общество

[i]В России бум потребительского кредитования: каждый четвертый россиянин имеет опыт покупок на «чужие» деньги. Между тем в системе существуют «подводные камни»: с одной стороны, кредиторы зачастую вводят заемщиков в заблуждение, с другой – растут суммы невозврата заемных средств. Председатель правления Московского общества защиты потребителей Надежда Головкова на состоявшейся в минувшую пятницу пресс-конференции сообщила, что на основе жалоб заемщиков, недовольных качеством услуг кредитных и торговых компаний, будет составлен «черный» список самых хитрых организаций.[/i][b]Кредиторы не обманывают, но и не говорят правды[/b]Привычку жить в долг россияне приобрели несколько лет назад. По данным социологов, ежегодно 10% граждан занимают деньги на покупки, и каждый четвертый россиянин на собственном опыте знает, что такое потребительский кредит. По данным Центробанка, за последние два года этот рынок вырос почти на 300% – на сегодняшний день объем кредитов, выданных населению, достиг 1,8 трлн рублей. «Самые распространенные виды потребительского кредитования – это кредиты на покупку бытовой техники, автомобилей и квартир. Сегодня москвичи охотно делают покупки в рассрочку, но со временем понимают, что оказались обмануты кредитором или продавцом», – рассказала председатель Московского общества защиты потребителей (МОЗП) Надежда Головкова.Наибольшее количество жалоб связано с тем, что расходы на погашение кредита на практике оказываются выше, чем предполагалось в теории. «Например, выбирая банк, чтобы взять ипотечный кредит, потребитель ориентируется на проценты, которые ему придется выплачивать вместе с долгом. Но часто оказывается, что в сумму выплат попадают также стоимость процедуры выдачи займа, страхование кредита и обслуживание счета. В разных банках сумма этих расходов разная. Как правило, она выше там, где ниже проценты. Это еще раз подтверждает то, что дешевых денег не бывает», – добавила член правления МОЗП Елена Грачева.Кроме того, часто заемщики сталкиваются с тем, что за просрочку платежа на них накладывается неожиданно высокое взыскание, или с тем, что за досрочное погашение долга тоже нужно платить штраф. Все подобные условия оказываются прописанными в договоре о получении кредита, но по разным причинам заемщик узнает о реальном смысле того или иного пункта договора уже после того, как поставил свою подпись в договоре.Известна причина, по которой банки применяют драконовские методы, – дело в том, что на долю просрочек по платежам и невозврату приходится около 2% от общего числа выданных кредитов.Реальные данные с учетом пролонгированных кредитов еще хуже, считают эксперты Центробанка. Большинство банков скрывает число «плохих» кредитов и пытается покрыть издержки за счет новых заемщиков.[b]Зри в корень[/b]Юристы МОЗП уверены в том, что банки специально не привлекают внимание клиентов к условиям договоров. «Заемщиков вводят в заблуждение ссылками на общее законодательство, неясными формулировками. Иногда на клиентов оказывают давление, чтобы они подписали стопку бумаг за 10–15 минут, и в результате люди ставят подписи, практически не читая условий», – говорит юрист МОЗП Людмила Трифонова.Еще одна причина оплошности клиента – чересчур мелкий шрифт, при чтении которого внимание рассеивается. «В Англии и в США существует специальный закон, признающий недействительными документы, написанные шрифтом меньше определенной нормы. Но в России таких законов пока, к сожалению, нет», – рассказывает юрист общества Антон Недзвецкий.Невнимательностью заемщиков пользуются не только кредиторы, но и продавцы. За последние месяцы к Недзвецкому обратились порядка 20 человек с одной и той же историей: «Покупатель приходит в автосалон, выбирает машину и слышит от менеджера, что стоит автомобиль, допустим, 200 тысяч рублей. Цена человека устраивает, и он решает приобрести машину в кредит. А после подписания всех документов оказывается, что цена, заявленная до покупки, выросла до 300 тысяч, не считая процентов по кредиту и стоимости страховки.Объясняется это тем, что по правилам автосалона и банка, выдающего заем, автомобили, покупаемые в кредит, стоят дороже. Да, покупателю не сообщили об этом на словах, но это было в документах, которые он подписал сам. Да, его торопили, когда он подписывал кипу в 50–100 листов, но торопить законом не запрещено», – рассказывает юрист.[b]Бери свидетелей[/b]Сотрудники Общества защиты прав потребителей советуют не торопиться с подписанием кредитного договора без консультации юриста. «Договоры о кредитовании – это публичные документы, которые заемщик имеет право показывать кому угодно.Поэтому, если кредитор не позволяет забрать договор с собой, чтобы перед подписанием детально изучить в спокойной обстановке или при помощи юриста, это первая причина для того чтобы просто не иметь дела с таким кредитором», – предупреждает Надежда Головкова.Для того чтобы снизить риски потребителей, МОЗП планирует создать «черный список» организаций, так или иначе обманывающих своих клиентов, и даже уже приступило к разработке критериев для составления такого перечня. «Список будет создаваться на основе заявлений граждан. Но, так как компании, попавшие в «черный перечень», наверняка будут подавать жалобы в суд, клиентам, выдвигающим кандидатуры для списка, придется нести ответственность, в случае, если суд признает компанию невиновной. Поэтому не исключено, что обманутые потребители сами не захотят включать обманщиков в список», – говорит Елена Грачева.