Одно окно вместо ста дверей
В Рязанском районе с 1 марта этого года работает экспериментальный Центр обслуживания населения и организаций в режиме «одного окна». Цель эксперимента – избавить жителей от беготни, разместив «окна» максимального количества организаций под одной крышей. Посмотреть, как идет эксперимент, в субботу приехал мэр Москвы.На фасаде управы Рязанского района от вывесок тесно: Единый информационно-расчетный центр, районный отдел управления Департамента жилищной политики и жилого фонда в ЮВАО, окружная Мосжилинспекция…Судя по всему, здесь с утра до вечера должен толпиться народ. Но в просторном холле практически пусто. Хотя согласно отчетам о количестве выданных документов ежедневно услугами Рязанского центра пользуется 500–600 человек.– За справками в основном пенсионеры ходят. Мы всегда точно знаем: если по утрам популярный сериал, то до 11 у нас тишина, – смеется руководитель центра Нина Кочурова. – С 11.00 до 14.00 – «час пик», все окна открыты. Потом опять спад – идут дневные фильмы. Ближе к вечеру бегут те, кто с работы отпросился. Хотя мы работаем до 20.00, после семи посетителей практически нет. Вечерняя порция сериалов начинается.Нам, привыкшим к раздраженным очередям в тесных чиновничьих коридорах, в этом просторном зале кажется пустовато. Из 29 окон заявители лишь у пяти-шести.Подхожу к одной из женщин, спрашиваю:– Вы сюда за документами уже обращались?– Да. По водному счетчику пытаюсь правды добиться, – охотно делится Галина Александровна, жительница Рязанского района. – Второй или третий раз уже возвращаюсь. Больше 15–20 минут здесь ждать не приходится.Посетительница помоложе подключается к беседе:– Я с учебы из Испании вернулась. Хотя я в этот центр первый раз пришла, мне здесь все знакомо. В Испании тоже берешь из автомата талончик и ждешь, когда загорится твоя очередь на электронном табло. Очень удобно, по-моему: никаких унижений, никаких очередей «для своих».Однако не все так радужно и просто.– Вначале мы столкнулись с определенным сопротивлением отраслевых структур, руководители которых не хотели работать «в подчинении» у управы, – рассказал для «ВМ» глава управы Рязанского района Анатолий Евсеев. – Но это путь безвозвратный, как сказал наш мэр, и каждый чиновник должен подумать, как поделиться своими полномочиями, чтобы улучшить качество обслуживания жителей на местах. Но что-то придется менять и через постановления правительства. Например, некоторые регламенты подготовки документов. Когда появится возможность через электронно-цифровую подпись заверять документы прямо на месте и использовать электронный документооборот в полной мере, тогда многое еще больше упростится.Другая проблема – оплата труда. Пока кадры в центре сводные – из управы и от соответствующих департаментов. И уже видна некоторая текучка. Все-таки работа с жителями требует очень высокой квалификации. Весь рабочий день «от звонка до звонка» на глазах посетителей и коллег. Электронная очередь: человек отошел, следующий сразу подошел. Не отвлечешься на телефонный разговор с подругой или долгое чаепитие. К тому же идет видеонаблюдение. Однако за одинаковую, причем очень напряженную и монотонную работу, сотрудники получают разную зарплату.Но это скрытые от глаз посетителей, внутренние, проблемы центра. Об эксперименте в Рязанском районе узнают все больше москвичей. В центр часто звонят жители со всего округа. Просят помочь с оформлением документов, консультируются и даже жалуются на работу чиновников других районов.Но помочь всем управа не в силах. Надежда одна – что рязанский эксперимент распространится на весь город.