Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Интервью Бориса Михайлова "Вечерке"

Развлечения

Это пока единственный наш соотечественник, удостоившийся «Нобелевской премии для фотографов» (так называют шведскую премию «Хазельблад»). Его «Неоконченная диссертация» вошла в десятку лучших фотокниг мира. А самого Михайлова именуют «лицом постсоветского искусства на Западе». Выставки его работ проводятся в лучших музеях мира. В Москве Михайлов – гость не частый. Но вот совсем недавно в Музее актуального искусства ART4.RU (Хлыновский тупик, 4) открылась его выставка «Красный. Коричневый.Вчерашний бутерброд».– Я знаю, вы сейчас живете на два города: и в Берлине, и в Харькове. Почему?– И то, и то для меня очень важно. Мы с женой остаемся гражданами Украины. Там – дом, культура. А в Берлине – бизнес, большее движение арта, легче работать. Да и круг общения и возможностей при таком образе жизни гораздо больше.– Сейчас многие художники, бывшие раньше советскими, предпочитают жить и работать в странах дальнего зарубежья. Как вы считаете, для России и Украины это беда?– И да, и нет. С одной стороны, мировые тенденции так быстрее доходят до наших стран. Да и художники ведь все равно с родиной поддерживают связь. Правда, сейчас многие сюда возвращаются, потому что здесь появилась возможность коллекционирования, и у художников теперь есть, на что здесь жить.– Россия и Украина разделились, хотя у нас остается много общего. Вы себя чувствуете украинцем?– Лично я не хотел этого разделения. И до сих пор ощущаю себя человеком советским.– В Москве вы бываете не так уж часто. Как возникла идея устроить здесь выставку с работами 80–90-х годов?– Игорь Маркин предложил сделать выставку у себя в музее ART4.RU. Он хотел выставить «Красную» и «Коричневую» серии. А я попросил добавить еще работы из серии «Вчерашний бутерброд». Совсем недавно в Лондоне в издательстве Phaidon вышла книга Yesterday sandwich, и возникла идея презентовать ее на выставке.– Ваш «Вчерашний бутерброд» – это фотографии с явным социальным подтекстом. Их можно назвать явлением соц-арта?– Думаю, да. Те из них, которые иронически касались социального и идеологического. Соц-арт для меня – это произведения, составленные из двух идеологических, а чаще просто противоположных, имиджей.Например, картина Булатова «Опасно» – где зеленое поле можно прочитать как спокойствие советской жизни, а надписи «опасно» – как нечто, подвергающее сомнению это спокойствие. В этой моей серии есть масса таких же зашифрованностей: это и ухо, проступающее сквозь привычную картину улицы, и какая-то вечная стройка, просматривающаяся через задницу... Ведь в этих фотографиях обыгрывалась и двойственность той жизни, когда говорилось одно, а думалось другое. Это важная тема, практически не отраженная в фотографии. Жаль, что эта, в общем-то, нонконформистская фотография рассматривалась отдельно от всего нонконформистского искусства того времени. И может, эта и последующие выставки помогут восстановить историческую справедливость.– Насколько ваши работы, рассказывающие о 80-х годах, актуальны сегодня?– Вы знаете, вот сейчас в ЦВЗ «Манеж» идет выставка «Первоцвет». И там советские фотографии 50–80-х годов – благостные, вызывающие прекрасные воспоминания.Подобные снимки от советской поры в основном до нашего времени и дошли. И получается, что все чувства в ту эпоху были светлыми и добрыми. А ведь были в то время и горечь, и отчаяние. Но вот снимков, которые бы отразили эти ощущения, не осталось. Хотя в живописи есть работы на эту тему. Вообще раньше живопись и фотография считались совсем разными системами. А сейчас они сближаются, и уже фотографы и художники вместе устраивают свои выставки.– На некоторых ваших фотографиях люди запечатлены в очень откровенных и не слишком эстетичных позах. Вам не было страшно, снимая, например, бомжа, который ширинку застегивает, что он подойдет к вам и ударит?– Конечно, в моей работе были моменты опасности, скажем, когда я спускался в подвал в чужом доме. Правда, без подстраховки я старался в такие места не ходить. Но вообще боялся я в советское и перестроечное время больше не бомжей, а милиции. И до сих пор я и бомжей, и милиции боюсь одинаково.– А что, были проблемы со стражами порядка?– Да, например, в Москве в 1996 году. Тогда как раз убрали почетный караул возле Мавзолея. И площадь, как мне показалось, потеряла былую торжественность. Мне захотелось ее вернуть. Я попросил СережуБраткова, который тогда приехал вместе со мной, помочь мне это сделать: Мы маршировали, Вита (моя жена) снимала. Нас тут же и арестовали, отобрав и поломав ножи, изображающие наше «оружие».– На территории бывшего СССР вас долгое время обвиняли в чернухе. Слышите ли вы подобные упреки до сих пор?– Я никогда не обращал на это внимание – ругали меня всегда: и тогда, и теперь; и там, и здесь... Моя критика идет не от злобы, а от чувства, что так не должно быть. Так не должно быть в жизни, и не должно быть умалчиваний в арте. А фотографии должны остаться как память об этом чувстве.– Но все-таки пока что у вас множество альбомов за границей, и ни одного – в России и на Украине. Чем вы это объясняете?– Да, вопрос серьезный. За рубежом уже издано более 16 моих фотоальбомов, а множество книг просто приводят мои фотографии в том или ином контексте. Причем лично я никогда не искал издателей, все получалось как-то само собой.Но это на Западе. А тот единственный русский издатель, который был у меня дома, бежал от моих невинно обнаженных изображений, висящих на стене ...и больше не приходил. Вот такое несоответствие его эстетики и моей. А мне иногда интересно эпатировать.Но вот недавно жена посмотрела мой сайт, оказалось, там более 600 тысяч входов.Это неплохо. Такого никогда бы не было, если бы я выполнял политический заказ. Люди просто так заходить не будут, должно быть что-то, что бы их зацепило.– Например, нечто шокирующее? Как на нынешней выставке фотография старухи, которая, кажется, вотвот умрет? Скажите, вам самому такие вещи делать не больно?– Это и есть фотография человека за пять минут до смерти. Она несет в себе информацию, которая раньше не показывалась, и, значит, мне нужно было обязательно ее показать. И неважно, переживал ли я удовольствие или неудовольствие от процесса этой работы.– Сейчас в России и на Украине есть запретные темы для творчества?– Да, и их почти столько же, сколько и в советское время, только причины изменились: теперь во многих местах нельзя снимать, так как это частная собственность, а раньше было нельзя из-за шпиономании. Добавились и другие запреты: из-за проблемы с детской порнографией любая съемка детейпопадает теперь под запрет.– А как с запретами обстоит дело на Западе?– Там их количество, можно сказать, в последнее время даже увеличилось: теперь изза угрозы терроризма не разрешают снимать в аэропортах. На улице в больших городах люди стали более закрытыми, и улица стала более агрессивной для съемки. Да и та же тема детей: даже родители не могут снимать своих детей как раньше (фотолаборатории сообщают в полицию, если, например, увидят купающихся детей, снятых в ванной...). Но когда обходишь запреты – неважно, у нас ли, или на Западе, получается новое интересное искусство. Вот как у российской арт-группы «АЕS+F», кoгда они решили снимать детей.– А где легче обходить запреты – у нас или за рубежом?– Главное, их везде можно обойти.– Я знаю, вы проводите параллель между собой и передвижниками.– Да. Когда я фотографировал бомжей, я думал о передвижниках. Они ведь создавали полотна критического реализма, не всегда лицеприятные тогдашнему зрителю.– На чем вы сейчас работаете?– С интернациональным театральным проектом (театральный фестиваль будет проходить в начале июня в Брауншвейге, Германия), я делаю фотопроект. И мне кажется, я там случайно раскопал одну любопытную вещь, можно сказать, нашел то, что искал Гитлер, а именно – немецкий генотип. Во всяком случае, когда я эти фотографии показываю знакомым, все они безошибочно определяют нацию запечатленных на них людей.А еще я делаю проект в Киле. Там в музее есть русская коллекция: Айвазовский, Брюллов, Поленов, Шишкин, Репин... В июле будет фестиваль, посвященный русской музыке. А я делаю русскую выставку из своих работ при поддержке русской классики или наоборот (шучу).– Одна из статей о вас была озаглавлена «Красота ничего не спасет». Вы действительно так считаете?– Не знаю. Я об этом, честно говоря, не думал. Но, наверное, часто, когда я снимал, действительно не верил, что красота что-то может спасти. Mожет, отсюда и это мое другое видение.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.