Нина Чусова: Все люди – хорошие, но заблуждающиеся
- Нина, как возникла идея поставить пьесу Михаила Старицкого "За двумя зайцами" на сцене музыкального театра фольклора "Русская песня"?
- Это не первая моя постановка в театре "Русская песня" как режиссера. Художественный руководитель театра Надежда Бабкина однажды сказала: "А почему бы нам не поставить "За двумя зайцами"?". Признаюсь, что сначала я скептически восприняла эту идею. Все мы знаем и любим знаменитый советский фильм с Олегом Борисовым в главной роли, и сложно конкурировать с образами, которые уже созданы на экране и живут в наших сердцах столько лет. Но Надежда Георгиевна сказала: "А давайте, попробуем?". Я написала свой сценарий по мотивам пьесы Старицкого, в котором убрала некоторых персонажей и действие переместила из Киева в южный портовый город.
- Что еще Вы привнесли в постановку?
- Я решила смешать украинский фольклор с южным российским, добавив что-то турецкое. На юге России живут люди разных народов и культур. Мне кажется, что такой спектакль уместен на сцене Театра русского фольклора.
- Насколько актуальна история, рассказанная в XIX веке классиком украинской драматургии Михаилом Старицким?
- Я назвала эту комедию "антикризисной". Погоня за златом, доходным местом, успехом в карьере - разве это не про нас? Но в спектакле мы намерены сказать, что счастье не в богатстве, а в дружбе, в любви, и что в итоге побеждает свет. А все ложные приоритеты, как правило, приводят к печальному финалу. Впрочем, в нашем спектакле нет плохих героев. Все люди - хорошие, но заблуждающиеся.
- Девица Проня в Вашей постановке не только некрасива и бездуховна, но и пьет портвейн, ругается матом. Зачем вы наделили ее пороками?
- Проня - этакая представительница современной "золотой молодежи", которая пьет, гуляет за папины деньги и не чувствует при этом угрызений совести. А разве не актуален ее жених - Голохвостов, который любой ценой хочет избавиться от долгов?
- Без денег в наше время никак не прожить. Думаете, что зритель поймет ваш посыл?
- Приоритеты все равно должны быть расставлены правильно. Если это происходит, то и деньги будут. А когда на первом месте - материальное, а на втором - духовное, то расплата неизбежна.
- На главную роль - охотника за богатым приданым - цирюльника Голохвостого - Вы пригласили своего однокурсника - Павла Деревянко. В интервью "ВМ" Павел рассказал, что во время учебы в ГИТИСе на своих репетициях Вы сильного его мучали и даже ломали...
- Паша немного преувеличивает. Наш тандем с Деревянко - со студенческой скамьи, и я помогала ему раскрыть его потенциал. Человек, особенно артист, не всегда готов показывать все свои "внутренности", поэтому приходится заставить его доставать из себя боль, слезы, радость - настоящие эмоции. Иногда возникала необходимость обидеть Пашу, расстроить, вызвать гнев, чтобы обнаружить в нем эти качества и выпустить наружу. Впрочем, так делают все режиссеры. Когда я была актрисой и плакала, потому что у меня не получалась роль, режиссер не только не обращал на это внимания, но и делал так, чтобы я плакала еще сильнее.
- В Вашем спектакле играют актеры разных школ, разных театров. Как Вы добиваетесь с ними ансамблевой игры?
- Работать с приглашенными из разных театров артистами интересно. Режиссер - как художник, который работает в разных техниках.
- Нина, как Вы думаете, есть что-то общее между Олегом Борисовым, сыгравшим Голохвостого в фильме "За двумя зайцами" и Павлом Деревянко?
- Трагическое и комическое находится рядом в обоих актерах. Такое ощущение, что таких людей, как Олег Борисов и Павел Деревянко, давно знаешь, и они - родные, свои. У Станиславского есть понятие "лучеиспускание": и Олег Борисов, и Паша Деревянко обладают этим даром - "Солнца".
- Интересно ли Вам работать с молодыми артистами - вчерашними выпускниками?
- Очень. У молодых такой накал, что оголенный нерв, абсолютное бесстрашие. В них есть внутренняя свобода, которая и пугает, и радует. У молодых артистов много новой энергии, которая необходима современному театру.