Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Хор у Яра

Развлечения
Хор у Яра
Цыганский хор. Кадр из фильма «Бесстрашный атаман» 1973 года / Фото: тасс
Цыганский романс "Что за хор певал у "Яра", возможно, слушал и сам Пушкин. Звучит он и сейчас, хотя текст этой народной песни претерпел изменения.

Вряд ли какая песня или романс были более популярны, чем этот славный напев, слова и мелодия которого бог весть кем были написаны, но когда-то знакомы были всякому посетителю знаменитого столичного «Яра» — ресторана с цыганами, что услаждали слух по преимуществу столичной богемы и растущего, как на дрожжах, купечества — то на Кузнецком Мосту, то на Божедомке, то, наконец, в Петровском парке.

Ресторан (в последнем прибежище которого была даже императорская ложа) дрейфовал по столице, и шлягер путешествовал вместе с ним. Сейчас, правда, в легендарном ресторане, втиснутом в гостиницу «Советская», про «Соколовский хор у «Яра», что был Пишей знаменит» не поют…

Легенда

Был в начале XIX века в России цыганский хор, руководимый Ильей Осиповичем Соколовым. Хор столь яркий и выдающийся, что пением его однажды заслушался Ференц Лист, гастролировавший в России!

Замечательный гитарист и исполнитель на семиструнной гитаре, Федор Соколов, приходившийся руководителю хора дальним родственником, якобы и сочинил знаменитую песню, которую называют всегда по-разному — кто «Что за хор певал у «Яра», а кто — просто «Соколовский хор». Песня (или цыганский романс), ставшая чуть ли не своеобразным гимном самых шумных застолий и кутежей, была хитом жившей в конце XIX века легендарной цыганской певицы Олимпиады Федоровой (Пиши), что всякий раз исполняла ее перед сорившей деньгами ресторанной публикой. Легенда гласит, что однажды Пиша приглянулась богатому помещику, который и взял ее в жены. Так или иначе, этот факт отражен в романсе — в начале, где «хор был Пишей знаменит», и далее «Прощай, Прасковья, вас не стало...» Здесь Пиша-Олимпиада почему-то превращается в Прасковью и, видимо, умирает.

Впрочем, существует несколько десятков вариантов романса, некоторые заметно отличаются друг от друга, а другие и вовсе схожи только первым куплетом. В одном из вариантов, например, нет никакой Пиши, зато есть цыганка Занда, которая потом тоже умирает («Но судьба тут изменила,/ Ведь судьба порою зла,/ Цыганка Занда простудилась/ И весною умерла»), а в другом — где нет ни Пиши, ни Занды — вдруг обнаруживается какой-то Саша («А приедешь ты, Саша, к «Яру»,/ Грусть-тоска тебя возьмет...»).

Коронным номером была эта песня и у Вари Паниной — московской цыганки, обладавшей уникально низким контральто, позволявшим ей с одинаковым успехом и исключительным артистизмом и выразительностью исполнять как слезливо-сентиментальную «Нищую», так и бравурный «Хор у «Яра». Правда, Варвара Васильевна не пела в ресторанах...

А песня продолжала звучать — и, конечно, не только в «Яру», но и в столь же модной загородной «Стрельне», где бывали — среди прочего бомонда — Федор Шаляпин, Антон Чехов, Савва Морозов и даже Григорий Распутин. Нельзя не сказать и о лучшем интерпретаторе этого цыганского шлягера — баритоне Юрии Морфесси, с неизменным успехом исполнявшем эту песню с эстрадных подмостков. Концерты Морфесси собирали полные залы в обеих столицах. В интернете вы легко найдете запись «Хора...» в его исполнении, сделанную в эмиграции. А на родине про песню было велено забыть, да и про «Яр» тоже — на многие годы. Вспомнить о нем разрешили лишь раз писателю Владимиру Гиляровскому — в своей самой известной книге «Москва и москвичи» он рассказал про славный ресторан, про его нравы, завсегдатаев и про его песни. Слова эти были, правда, довольно двусмысленны и не всегда правдивы. Но такие уж были времена...

Возвращение

Песня, что на родине ушла в глубокое подполье (где ее напевали «бывшие» и им сочувствующие, пока «товарищи» осваивали совсем иной репертуар), вовсю звучала с подмостков «Русского павильона» и «Санкт-Петербурга» в Париже, ее пели в русских ресторанах Нью-Йорка и Лондона. Цыганский романс записывали для благодарного потомства эмигрантские звезды — например, легендарный Алеша Дмитриевич со своим вечным визави Володей Поляковым. Это было абсолютно новое, не похожее ни на какое иное исполнение народного шлягера.

Говорят, «Соколовский хор» любил петь и Юл Бриннер — американский актер с русскими корнями, сыгравший главные роли в «Великолепной семерке» и «Тарасе Бульбе», обожавший русские песни. Ну а в России песню нельзя было найти даже у торговцев «дисками на ребрах». Долгие 70 лет забвения…

И вдруг! И вдруг цыганский романс звучит в одном из первых московских концертов Аллы Баяновой. Вместе с вернувшейся из Румынии в Россию певицей возвращается и «Соколовский хор». Он появляется в репертуаре артистов театра «Ромэн» и Валентины Медведевой, его поют Виктор Фельдблит и рижский театр «Этюд»… Иные из исполнителей импровизируют, добавляя собственные куплеты, и лишь припев остается неизменно бездуховным, но актуальным:

Всюду деньги, деньги, деньги,/ всюду деньги, господа…/ А без денег жизнь плохая/ Не годится никуда!

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Александр Шахматов, певец:

— Где я только не слушал «Соколовский хор»! Зажигательная вещь. Правда, мне кажется, в России ее сегодня как-то подзабыли. Может быть, оттого, что хора этого уже давным-давно нет. «Яр»-то, впрочем, остался...

Александр Васильев, историк моды, исследователь русской эмиграции:

— Этот цыганский романс, как и многие другие, пели в русских ресторанах старые русские эмигранты — под водочку и селедочку, оплакивая ушедшую Россию. «Соколовский хор», конечно, был отнюдь не единственным шлягером у эмигрантов. Были, например, и «Василечки», что исполняла Людмила Лопато...

СПРАВКА

«Яр» — название нескольких ресторанов в Москве, пользовался популярностью у богемы и купечества и был одним из центров цыганской музыки. Назван по имени основателя — француза Транкия Яра. Был закрыт после революции и возобновил работу только в начале 1950-х в перестроенном историческом здании, которое занимает гостиница «Советская», там же, в одном из бывших залов ресторана, расположен цыганский театр «Ромэн».

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.