Воскресенье 16 декабря, 02:12
Туман -10°
Город

Любимый, но забытый. Херлуф Бидструп

Он был гением, но искренне не подозревал этого. Когда в СССР устроили выставку его рисунков, и не где-нибудь, а в Музее изобразительных искусств им. Пушкина в Москве и в Эрмитаже, в Северной столице, Бидструп от смущения потерял дар речи. Он позднее признавал, что ощущал себя неким «Йеппе с горы»: герой пьесы датского писателя Хольберга крестьянин Йеппе однажды заснул на навозной куче, а проснулся на постели местного барона, неведомо как получив блага, о которых и мечтать не смел.

Но в случае в Херлуфом Бидструпом все было заслуженно. И в СССР его обожали.

…Он родился 10 сентября 1912 года в Берлине и хорошо помнил, как началась Первая мировая. Он помнил ее запах, война ассоциировалась у него с отвратительной вонью супа из подгнившей кольраби. Только ненавидел он войну куда больше, чем этот суп, несовместимый с понятием «еда». И когда в Европе замаячил призрак следующей войны, Второй мировой, весь талант карикатуриста-обличителя Бидструпа обрушился на Гитлера.

Сегодня Хердуфа Бидструпа назвали бы троллем. Он и правда блистательно троллил чуждые ему фашизм и капитализм, очень рано став идейным коммунистом. Он свято верил в силу СССР, и за эту свою верность идеалам заплатил дважды: первый раз — когда именно вера художника в незыблемость СССР оттолкнула от него значительную часть европейских поклонников, второй — когда его задвинул на дальнюю полку истории сам СССР. Бидструп этого не застал, он умер в 1988-м, на изломе истории, не дожив до полного краха СССР, когда тиражи его книг, издаваемых в нашей стране, были еще велики.

Невероятно жаль, что в одну могилу с советским прошлым были брошены фактически без разбору какие-то вещи, привычки, завоевания, ценности и имена, которые еще пригодились бы нам, и не раз. Но времени отделять зерна от плевел в постперестройку не было, так что сгребли бульдозером все, что могли, да и кончено — на освободившейся площадке можно был затевать новое строительство.

Вот и имя Бидструпа оказалось среди подобного снесенного в никуда, «хлама». С 1988 по 2006 год художника в СССР не издавали вовсе («До того ль, голубчик, было…»). В итоге великий карикатурист и шаржист, бытописатель-пересмешник, знаток человеческих психотипов, нещадный борец с псевдоискусством (ох, как бы он проехался относительно иных наших новаций, инсталляций и перформансов!) канул в Лету для целого поколения мальчиков и девочек, родившихся в 1990-х.

У них появились новые забавы — вспомнить того же Тамагочи, и новые возможности, и даже виртуальный шлем… И если их папы и мамы под влиянием ностальгической волны могли погуглить и найти в сети выложенные туда работы Бидструпа, который для их детства был куда интереснее любого виртуального шлема, то у их детей гуглить подобное не получалось: они просто не знали имени, которое надо было вбивать в поисковый запрос… Говорят также, что некоему затмению имени Херлуфа Бидструпа косвенно посодействовали его наследники, заламывающие за право переиздания рисунков-комиксов какие-то сумасшедшие деньги…

Как бы то ни было, Херлуф Бидструп — явление, уникум, и его работы стоят того, чтобы их знать (прелесть ведь в том, что у него полно рисунков бытовых, жанровых, лишенных политики напрочь, а потому и не имеющих срока давности!). Возможно, его имя и фамилия — это самый оригинальный набор букв, который вы вобьете в поисковую строку за всю свою жизнь, но не пожалеете об этом точно. А может быть, подарите художнику вторую жизнь…

Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции "Вечерней Москвы"
Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости Google news

Новости СМИ2

Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER