Главное
Истории
Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Сделай сам: новая мода пришла к нам с Запада

Общество
Столяр-краснодеревщик Всеволод Полтавцев всю жизнь посвятил своему ремеслу. В течение восьми лет он с удовольствием обучает москвичей столярному делу, делясь многолетним опытом и знаниями
Столяр-краснодеревщик Всеволод Полтавцев всю жизнь посвятил своему ремеслу. В течение восьми лет он с удовольствием обучает москвичей столярному делу, делясь многолетним опытом и знаниями / Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»

Сделай сам, говорят себе все больше москвичей и активно погружаются во всевозможное ремесленничество. Новая мода, по обыкновению, пришла к нам с Запада.

А на Западе рынок DIY (от англ. Do It Yourself — сделай это сам) прирастает где-то 2–3 процентами в год. Россия от этих темпов отстает не сильно. В прошлом году только розничный рынок DIY вырос у нас на 1,8% и составил 1,4 триллиона рублей. И это, если что — исключительно про товары для отечественных Самоделкиных. А есть ведь еще бесчисленные курсы и обучающие мастерские, которые активно открываются по всему городу.

Табурет. Начало

Год назад одна такая мастерская капитально перековала моего знакомца гуманитария. Тридцать с лишним лет он довольствовался руками, растущими не из плеч, а из места, расположенного в 60 сантиметрах ниже. И так бы и жил, исправно путая ватты с вольтами, а болты с шурупами, если бы не внезапный катарсис, накрывший его после очередного визита электрика. Тогда пустячная операция по замене патрона в люстре обошлась семейной казне в 1100 рублей, и Юркина жена демонстративно пришпилила к холодильнику квитанцию о проделанной работе: «Выезд — 300 рублей, диагностика — 500, патрон — 30, замена патрона — 200, замена лампочки— 70». Немой укор подействовал, Юрик записался на курсы повышения хозяйственной квалификации и — внезапно вошел во вкус! Теперь на счету отредактированного гуманитария не только ожившая мультиварка, переставленная розетка и собственноручно повешанный карниз, но и новенький дубовый стол-подоконник причудливой конфигурации, сделанный исключительно его, стремительно перекочевавшими в правильное место, руками.

— А вчера сказал, что надо участок покупать, — делилась на днях его повеселевшая Анька. — Мол, сын у нас уже есть, дерево под окнами весной посадили, теперь нужен дом— хватит дышать смогом. Я ему: Юрик, да ты что, дача — это ж прорва денег, на участок еще насобираем, а на строительство? А он мне на это эксель в компьютере открывает — у него, мол, уже все ходы посчитаны, и если строить самостоятельно (ну, еще брат с отцом в подмогу), то очень даже можно уложиться. Теперь все вечера опять перед компом. Только уже не в танчиках, а на строительных форумах и в Ютубе, ролики обучающие изучает...

И таких перековавшихся юриков, судя по обилию соответствующего ликбеза в интернете и в реале, сейчас действительно хватает:

— На спрос мы точно не жалуемся, — поделился с «ВМ» наблюдениями Иван Бочков, руководитель столярной школы Rubankov. — Причем приходит не только поколение, не знавшее уроков труда, но и более зрелые люди, которые хотят что-то делать своими руками — обустроить, например, на даче мастерскую и творить. Люди потянулись к истокам, соскучились по ручному труду, потому что всем надоел ширпотреб и хочется хороших, добротных, надежных вещей, которые можно передавать из поколения в поколение. Поэтому и такой интерес сейчас к ремеслу, которым владели еще прадеды, но в массе своей утратили мы. Приходят, кстати, не только мужчины, но и женщины. И не только с желанием научиться каким-то приемам, но и с дальним заделом освоить ремесло и сделать его дополнительным заработком. Впрочем, таких дальновидных, по словам Бочкова, в их мастерской чуть меньше половины, большинство же согревают несколько иные мысли:

— Практически все думают об экономии и об эксклюзивности. Например, о возможности сделать своими руками кому-то уникальный подарок. А это, как известно, не только уход от ширпотреба, но и сбережение семейного бюджета. Ну а наша задача — научить. Начинаем, как во всех столярных школах, с табурета. Это ведь на самом деле уникальное изделие, потому что в нем представлены абсолютно все виды столярных сопряжений, так что, сделав одну единственную табуретку, можно получить все необходимые навыки. Потому что стол — это тоже табурет, только большой. И кровать — это табурет. И стул. И даже шкаф — табурет, только со стенками!

Ода пуговице

Понятно, не табуреткой единой жив творческий человек. Рукодельным техникам, которым можно нынче обучиться в Москве, буквально нет числа. Гончарка и ковроткачество, скрапбукинг и кузнечное дело, мыловарение и электрика, работы по металлу, стеклу, фетру, коже, воску, шелку, камню, кости… А есть ведь еще бесчисленные мастер-классы в сети. Тут даже и не разберешь: то ли обильный спрос рождает столь богатое предложение, то ли предложение настолько захватывает своим разнообразием, что стимулирует повальный творческий зуд масс.

— Никакой особой тяги к рукоделию я за собой припомнить не могла, — поделилась с «ВМ» муками выбора москвичка Инна Шилова.— Кривой фартук, сшитый в школе на труде, и пара свитеров, связанных по самоучителю в дефицитные 90-е, — это была вершина моих умений. Но однажды наткнулась в интернете на приглашение: ювелирная мастерская зазывала желающих на очный мастер-класс. За шесть часов меня обещали научить основным приемам и даже помочь в изготовлении эксклюзивного украшения. И я загорелась! Принесла с собой всякого ненужного золота — страшные советские сережки, обручалку, которая после развода только глаза мозолила, еще что-то… Мы все это добро честно расплавили, но вот сделать из него что-то путное не получилось: в советском золоте оказалось столько грязных примесей, что вытянуть его в какую-то путную форму так и не удалось. А делать плоскую блямбу-кулон (единственное, на что оно годилось) мне на тот момент не хотелось. Так и лежит у меня этот золотой брусочек. Зато из материала мастерской я сделала очень красивое колечко, которое ношу до сих пор. Несмотря на положительный результат, выводы из мастер-класса Инна сделала неожиданные:

— За эти шесть часов я поняла, что ювелирка — не мое. Разве что паять очень понравилось, а в остальном это оказалось все-таки больше мужское занятие, требующее определенных физических усилий. Еще я ходила на стекло — делали всякие елочные игрушки. Тоже было интересно попробовать. Потом были украшения из эпоксидки… Причем во всех случаях в первую очередь мною двигал интерес к ручному труду, возникший внезапно и просто ниоткуда (я работаю в издательстве бильд-редактором), и лишь где-то на периферии сознания брезжила мысль, что если меня от какого-то процесса «попрет», то можно будет превратить его потом в форму приработка. ..

В итоге творческих метаний девушка себя все-таки нашла — стала делать… пуговицы:

— Все знакомые надо мной гогочут, но меня этот процесс действительно приводит в щенячий восторг! Тоже, кстати, помог чей-то обучающий ролик в интернете, который меня просто заворожил. В итоге купила я станок, всякие прибамбасы к нему, и понеслось! Пуговки клепаю нестандартные — например, если обтяжные, то обязательно из ткани, которую делаю по своим эскизам, чтобы ни у кого таких не было. Сначала просто складывала в шкатулку и, как дурочка, периодически их доставала полюбоваться. Потом про «Ярмарку мастеров» (русскоязычная торговая интернет-площадка изделий ручной работы. — «ВМ») узнала, затем про Etsy, ее международный аналог. После первых заказов повесила над рабочим столом карту мира — каждый новый город отмечаю флажками. В итоге без флажков у меня сейчас только Антарктида. Жаль, что пингвинам пуговки без надобности.

При этом одними пуговицами у Инны дело не ограничилось. Обретение ремесла, как это часто бывает, сопровождалось получением массы сопутствующих навыков:

— Приход на «Ярмарку» заставил освоить фотодело, в частности студийную съемку, так как быстро выяснилось, что продажи очень сильно зависят от подачи, — загибает пальцы девушка. — И этот навык не пропал, так как сейчас все массово ринулись продавать через соцсети, а там картинка — это все. Переход на Etsy потянул за собой подтягивание английского (тогда сайт еще не говорил по-русски, да и как с иностранцами общаться?). Основы маркетинга познавала путем проб, ошибок и изучения интернета. Потом добавился веб-дизайн, освоение нескольких компьютерных программ, азы материаловедения, чуток психологии, разные техники печати на ткани, знание трендов в скрапбукинге и игрушечном деле (пуговки идут и туда)… Еще я накачала руки (станок маленький, но тяжелый), а главное, перезнакомилась и подружилась с массой замечательных людей. И самодельщики, и покупатели самоделок оказались на редкость открытым и позитивным народом.

Так что вера в человечество у меня очень сильно укрепилась.

Притяженье земли

Аналитики пророчат, что рынок DIY в нашей стране будет только расти. По крайней мере в интернет-сегменте.

— Уже несколько лет подряд мы наблюдаем, как общий оборот торговли ежегодно снижается на 1,5–2 процента, но доля электронной коммерции, в том числе и DIY, при этом так же неуклонно растет, — говорит председатель Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов. — Такое ощущение, что идет постоянный приток талантов, которые вспоминают, что они что-то хорошо умеют делать руками, и решают реализовать это на практике.

Как объяснить массовость этих повальных воспоминаний, знают, естественно, только мозговеды. Которые, кстати, утверждают, что дело не только в повсеместной усталости от ширпотреба и поиске экономии.

— Человечество все больше погружается в виртуальную среду, — объясняет профессор МРСЭИ психолог Дмитрий Смыслов, — и все дальше уходит от природы и конкретных видов деятельности. Еще в 60-е годы прошлого века французский социолог Жан Бодрийяр писал, что европейская культура переполнена симулякрами — условными заменителями реальных ценностей, которые по факту являются пустышками. Скажем, денежная купюра — не более чем бумага, а банковская карточка — это всего лишь кусок пластика… То же происходит и с профессиями. Ну каким ценным навыком обладает айтишник, если его лишить электричества? Или какой материальный предмет может создать пиарщик, окажись он на необитаемом острове? Многие люди, понимая условность современных ценностей, осознанно или подсознательно ищут способы заземлиться, заякорить себя в реальности. И возвращение к корням, к забытым, «крафтовым» видам деятельности для них оборачивается возвратом к себе настоящему, наполняет жизнь не абстрактным, а реальным смыслом. В подобном заземлении, по мнению психолога, нуждаются не только нынешние взрослые, но и дети:

— В психологии есть такой термин — депривация. Это эмоциональная недоразвитость, которая часто свойственна людям, лишенным каких-то органов чувств (например, глухонемым), детям из многодетных семей, детдомов или из семей сверхзанятых трудоголиков. Когда ребенку не хватает внимания, а взрослым — времени на проявление этого внимания, формируется депривация, которая часто приводит к эмоциональной черствости, а иногда и к жестокости, потому что такой человек не понимает, что такое чувства и эмоции.

То же самое часто происходит и с людьми, слишком сильно ушедшими в виртуальность. То есть, по сути, с огромным большинством наших современников.

И для них занятие каким-то видом материального творчества часто является спасением, так как не только «заземляет», возвращая в реальность, но и дает пережить массу положительных эмоций, связанных с созиданием чего-то вполне осязаемого, вещественного.

КСТАТИ

Вяжут на досуге: Кэтрин Зета-Джонс, Ума Турман, Сара Джессика Паркер, Джордж Клуни, Дэвид Духовны, Александр Балуев, Анна Ардова, Елена Проклова Вышивают: Николай Цискаридзе, Анастасия Мельникова. Валяет шерсть Джулия Робертс Вырезает по дереву Борис Щербаков Шил и кроил Николай Гоголь Делал обувь Лев Толстой

СПРАВКА

—  Вышивание дает облегчение при головной боли, шуме в ушах, перенапряжении, воспалительных заболеваниях половых органов, болезнях кровеносной и лимфатической систем.

—  Бисероплетение помогает при бессоннице, рассеянности, хронических заболеваниях дыхательных путей.

—  Выжигание по дереву показано при тиках, хронических простудах, болезнях ЖКТ, гипо — и гипертонии.

— Резьба и роспись по дереву полезны при близорукости, гастрите, аллергическом дерматите, бронхите, сонливости, гипотонии, фобиях.

— Вязание помогает сердцу, сосудам, нервной системе, при проблемах с пищеварением, зубных и головных болях, воспалении почек, депрессии.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.