Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Главное – это чистый пол: как спецкор «ВМ» статую Тургенева ваял

Сюжет: 

Специальный репортаж
Общество
Главное – это чистый пол: как спецкор «ВМ» статую Тургенева ваял
Коза Белка сначала смотрит на меня с недоверием, но все же покорно стоит / Фото: Cергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

Вот-вот появится в Москве новый памятник – писателю Тургеневу. Его поставят на Остоженке, где жила мать Ивана Сергеевича. Корреспондент «ВМ» решил посмотреть, как идет ход работ, и предложил свои услуги народному художнику России, скульптору Сергею Казанцеву. Почему бы не побыть ассистентом? Тем более что я когда-то учился в художественной школе.

Сказано – сделано. Сергей Сергеевич Казанцев радушно принял меня в своей немаленькой мастерской под открытым небом с говорящим названием «Борзые». У него единственный дом без забора.

– Я хочу, чтобы все видели мои скульптуры. Была идея сделать народный парк, но пока не получилось, – грустит народный художник.

Еще десять лет назад он вставал в шесть утра, купался в речке возле деревни. Сегодня он поднимается в то же время, но в речке не купается – к ней просто не подойти из-за строительства забора – вся земля перегорожена частными строениями, и прохода просто нет. Теперь вместо купания в речке скульптор... моет пол в доме и в студии.

– Это моя зарядка, – говорит он.

После – сам доит коз. Помочь ему пытаюсь и я. Коза Белка сначала смотрит на меня с недоверием, но все же покорно стоит. Спустя некоторое время хвастаюсь дочери Казанцева, тоже художнику, Алене Казанцевой: мол, коза меня слушается!

– Конечно, когда папа зажал ее железной рукой, – смеется в ответ она.

Уже много лет Казанцев пытается есть только то, что сам вырастил. У него есть куры, козы, несколько огородов. Вода – только ключевая. Казанцев ее замораживает в морозильной камере и только потом пьет. А живет в небольшой деревянной избушке, которую, кстати, построил собственными руками.

По его участку можно часами бродить – не потому что он большой. Привлекают внимание разные скульптурные композиции и его работы. Вот, например, пронзенная рука с символом рубля. А далее – несколько прекрасных женщин. Их Казанцев любит, и не только свою жену и трех дочерей. Потому и ваяет их в мраморе.

Главное – это чистый пол: как спецкор «ВМ» статую Тургенева ваял По участку Сергея можно часами бродить / Фото: Cергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

– Мой любимый материал – мрамор. Это очень православный материал. Чистый и не прощающий ошибок. Если снял чуток лишнего – надо все пропорционально уменьшать. А это очень долго, – просвещает он корреспондента «ВМ».

Иногда к нему приезжают семь его внуков и внучек – будучи отцом трех дочерей, он с удовольствием играет роль дедушки и работает по 10–12 часов в день.

Самая «громкая» работа Сергея Казанцева – памятник Уго Чавесу в Венесуэле. Сейчас он заканчивает статую Тургенева. Из бронзы. Вот ее-то доделать я и попробую ему помочь. Надо брать в руку специальное зубило, молоток – и чеканить контуры деталей. Посмотрев, как я вытираю пыль с готовой отлитой статуи, скульптор доверяет мне целую пуговицу. Нужно сделать ее рельефнее, убрать лишнее.

Я принимаюсь за дело. Незаметно пролетает два часа. Руки Сергея Сергеевича постоянно в движении. Если у меня уже после часа работы они не поднимаются, то Казанцев похож на робота. Бац-бац-бац, бац-бац-бац – без устали выколачивает он нужные формы. Пока я вожусь с пуговицей, он успевает обработать часть камзола, шлифовальной машинкой пройтись по постаменту. Какой же это адский труд, а у меня только-только стала получаться пуговица! В голове начинает гудеть.

Спасает перерыв в 10 утра – на завтрак. Каша с овощами, свежесваренный компот из яблок – их тоже собрали на участке.

– Яблоня для меня – символ женщины. Хорошей русской женщины. Особенно когда она плодоносит. Настоящий мужик должен приходить в восторг от созерцания этого плодородия. Поэтому я часто использую этот символ в своих работах. Когда молодой был, только компотами и питался. Адам, Ева, яблоня – символ лепоты жизненной, полнокровия, – говорит скульптор, наливая мне еще горячий компот.

Главное – это чистый пол: как спецкор «ВМ» статую Тургенева ваял После завтрака – снова молоток в руки, еще на час / Фото: Cергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

После завтрака – снова молоток в руки, еще на час. После – по распорядку небольшой сон. – Мне все-таки уже больше 70, я стал уставать, – огорошил меня Сергей Сергеевич, когда я уже был готов поверить, что он настоящая колотильная машина!

Сон – всего час. И снова – бац-бац-бац, аж до трех часов дня. После – короткий обед. Жареная печень, макароны и зеленый чай. Не в силах уже держать молоток, я засыпаю на стуле в доме рядом с мастерской. Казанцев тоже спит – тот самый священный час.

С 17:00 до 20:00 все звуки уже сливаются для меня в единый гул. Поскольку я – левша, но правая у меня тоже развита, то колочу свою пуговицу истово. Если я и сниму чего лишнего – металл можно потом наварить. Но я очень стараюсь, тем более что пример совсем рядом. Но больше я не могу. А Казанцев – может!

Невысокий, худощавый и жилистый, он, кажется, имеет какой-то внутренний мотор. Я моложе на 30 лет, но уже не выдерживаю такого рабочего ритма.

Рядом с Тургеневым будут отлиты из бронзы еще и две собаки – Муму. Возле бронзовой фигуры стоит и керамическая модель – по ней делали отливку. Качеством работы Казанцев не очень доволен – да разве ему вообще можно угодить? Увидев небольшой огрех в моей работе, он бесцеремонно отшвыривает меня в сторону и метким ударом исправляет линию. У меня на это ушло бы ударов сто. Видя, насколько точно он все сделал, я не чувствую желания обижаться.

– Все, теперь можешь быть соавтором, – ехидно замечает Сергей Сергеевич.

Как он выдерживает такой ритм? Он вырос с многодетной семье, воспитывала его улица.

Работает до 20:00. Потом – плавать в небольшом узком бассейне, читать подобранные младшей дочерью Аленой журналы и газеты. И в 22:00 он засыпает. Потрясенный его энергией и жизнелюбием, я уезжаю. Среди огороженных заборами домов его участок совершенно беззащитен. Повсюду стоят белые скульптуры. Как парк. Как сказка. Как мечты о чем-то красивом и несбывшемся. Руки гудят. Завтра утром обязательно начну день с зарядки. Помою пол. Для начала.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.