Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Сказ про то, как Андрей Рублёв монастырь спас

Общество

[b]Россия готовится к празднованию 650-летия со дня рождения Андрея Рублёва.[/b]Нынешний 2010 год горазд на круглые даты и юбилеи. Организаторам массовых торжеств раздолье. Первопечатник Федоров, Антон Павлович Чехов, народный поэт Кольцов, несколько героев советской поры плюс персоны императорского дома. Словом, даты на все вкусы, политические пристрастия и эстетические потребности. И на таком насыщенном фоне особняком стоят 650 лет со дня рождения истинного гиганта русского Возрождения Андрея Рублева.Впрочем, дата эта несет в себе известную загадку. И дело не только в том, что подобно другим действующим лицам нашего Средневековья даты рождения и смерти великого иконописца снабжены корректирующим словом «около».Наши давние источники смутны. Во многом сводятся исключительно к деяниям князей, а разного рода жития относятся скорее к жанру художественного эпоса. Да и написаны они явно не по горячим биографическим следам.С биографией же Андрея Рублева и вовсе в середине прошлого века случилась почти детективная история, которая по своему пафосу может сравниться разве что со спасением архитектором Барановским Покровского собора. Он же храм Василия Блаженного.Итак...[b]Ну, Никита Сергеевич![/b]Первый секретарь ЦК КПСС и премьер в одном флаконе, Никита Хрущев был человеком крайностей. Ладно бы только кукурузу партийным сапогом пытался внедрить за полярным кругом, так он еще обещал советским гражданам показать и последнего попа! А чему удивляться, если сроки наступления коммунизма были расписаны аж по годам.Но в ожидании того, пока «все блага польются полным потоком», под прессом оказалось православие. Разрушать при Советах умели куда лучше, чем создавать.Число разрушенных церквей и монастырей, попавших под горячую руку Хрущева, превысило потери, понесенные нашей культурой и историей в смутные двадцатые годы. Говорят, в порыве борьбы с религиозным дурманом неугомонный Никита Сергеевич планировал даже пустить под бульдозеры суздальские монастыри, чтобы подарить тамошним жителям птицефабрику. И тут взгляд властителей страны упал на Андроников монастырь, что нагло и вольготно расположился чуть ли не в центре столицы… Дело было в 1959 году.«Еще нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме» – обещали развешанные по всей Москве плакаты. Все, казалось, было устремлено в самое недалекое будущее, и вдруг группа интеллигентов решила побороться за наше славное прошлое. У историков и архитекторов возник хитроумный план – добиться через международные организации объявления следующего года Международным годом Андрея Рублева.Илья Эренбург сумел выступить с таким предложением с трибуны ЮНЕСКО. Предлог: в наступающем 1960-м исполняется-де ровно шестьсот лет со дня рождения великого и неподражаемого иконописца. Именно так решили объявить наши историки. Дата выходила серьезная, широкие празднования были бы вполне оправданы.Идея получила решительную поддержку мировой прогрессивной общественности (видимо, объединились все люди доброй воли), и советским вождям некуда было деваться. Не исключено, что мудрецы из ЮНЕСКО отдавали себе отчет в том, какой удар они косвенно наносят по атеистическому режиму. Ну а Хрущеву со товарищи и партнеры объяснили, что такие юбилеи укрепляют в конечном итоге авторитет Советского Союза, светоча культуры, которая, как известно, принадлежит народу. Андрей же Рублев вполне достоин того, чтобы с ним по-настоящему познакомились строители светлого завтра.Вот только возникла у наших профессиональных иконоборцев проблема: как в такой год, богатый на визиты почетных иностранных гостей, разорять иконостасы и взрывать церкви, ну хотя бы тот же Андроников монастырь, где Андрей Рублев похоронен? В результате, хотя антирелигиозная пропаганда не снизила обороты стараниями членов Союза советских писателей, от идеологии ненавистного культа отделили материальные проявления культуры, пусть и религиозные по своему характеру.Так Андрей Рублев совершил еще один подвиг ради Отечества своего, а искусственная дата его рождения осталась в анналах. В конце концов, вся древняя история мира во многом условна. Она такова, каковой ее договорились считать историки и творцы разного рода хронологий. И право же, придуманная во спасение культуры Руси дата – еще не самое страшное прегрешение против истины. Невинная ложь во имя спасения! А потому праздновать очередной юбилей творца «Троицы» можно в любой удобный месяц. Лучше, конечно, летом, когда на полях у храмов, где сохранились фрески гения, в Троице-Сергиевой лавре, в Андрониковом монастыре могут собраться толпы паломников из всех уголков страны. Видимо, так и будет.[b]Русское Возрождение[/b]Действительно, какое, в принципе, имеет значение точная дата рождения нашего гения? Да, где-то между 1360 и 1370 годами. Притом что и дата смерти определяется весьма условно. Отделы кадров и ЗАГСы тогда (увы или к счастью) не функционировали.Проблема в другом: на протяжении нескольких столетий Рублева то открывали, то напрочь забывали. Не у одних большевиков историческая память была слишком короткой.Что документально известно об Андрее? Практически ничего. Информации буквально на три абзаца. В 1405 году вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца он расписал Благовещенский собор в Москве, что на Соборной площади Кремля. Затем вроде бы писал в звенигородских храмах, исполнил фрески в Успенском соборе во Владимире в соавторстве с Даниилом Черным. Истинным украшением Троице-Сергиевой лавры всегда служила рублевская «Троица», которая остается к тому же самой документально доказанной работой мастера.В отношении других икон и фресок, приписываемых Рублеву, искусствоведам и историкам приходится прибегать к сослагательному наклонению.Похоронен в Андрониковом монастыре. Вот, пожалуй, и весь документальный сказ, все остальное – чистая литература и кинематограф.Но вот что примечательно: и в смутном и «бунташном» семнадцатом веке, и в блестящем восемнадцатом о русской классической иконописной школе особо не вспоминали.Как говаривал один из героев Николая Лескова, сыгравшего, к слову, значительную роль в возрождении всеобщего интереса к истории русской иконописи, «стратига Михаила с князя Потемкина-Таврического стали изображать». И только в середине века девятнадцатого одна за другой стали выходить в свет значительные работы (как сейчас сказали бы – монографии) по истории нашей иконописи, в коих Рублева уже называли основателем московского стиля. Россия заново открывала для себя религиозную живопись! А уже в ХХ веке миру явилась рублевская «Троица». И когда икону освободили от позднейших записей (в русском Средневековье и даже в новые времена шедевры не особенно щадили), выяснилось, что под наслоениями старое письмо не просто сохранилось, но приобрело твердость кости, как выразился один из ведущих специалистов в области иконописи.Вообще, это только кажется, что картина явившихся Аврааму трех ангелов, символизирующих животворящую Троицу, была известна всегда.Это всего лишь иллюзия, рожденная нынешним ажиотажем и спорами о том, где эта святыня должна храниться – в Третьяковке или быть доступной молящимся в лавре, пусть и будучи заключенной в стеклянный футляр с микроклиматом.Бесспорно лишь то, что это – Рублев! Авторство известно по чудом сохранившимся письменным источникам, утверждавшим, что писать «Троицу» Рублеву поручил преемник Сергия Радонежского Никон. Так к нам вернулась «Троица», да и сам Рублев.Кстати, трудно представить, чтобы итальянцы, к примеру, забыли своих титанов раннего Возрождения – Чимабуэ или Джотто, предваривших появление всей классической живописи. Но мы народ крайне специфический, время от времени попадающий в собственноручно вырытую колею забвения.[b]Московский стиль[/b]Есть еще один аспект творчества нашего полумифического живописца, который, на первый взгляд, плохо соотносится с его творчеством. Между тем и тогда, в Cредневековье, мало что обходилось без второго политического плана.Однако для того чтобы прояснить этот тезис, необходимо вернуться к проблеме превращения маленького поселка в Заокском крае Руси в столицу могучего государства Руси– Московии–России.О такой небывалой метаморфозе немало сказано и написано. Ссылаются на выигрышное географическое положение, позволявшее из Москвы вести торговлю и по Волге, и по Дону. Воздают должное хитроумности московских князей. Не забывают и о том, что в залесном городке находили приют жители многих разоренных монголами городов, а это значительно увеличивало потенциал Москвы.Все так. Но лидер всегда должен доказать свое, если хотите, идеологическое первенство. Предложить программу действий. Продемонстрировать свой, как сейчас говорят, креативный потенциал. Ведь столице должны еще и подражать! Это прекрасно понимали московские правители, заманивавшие, а иногда насильно перевозившие за свои стены искусных ремесленников из всех присоединяемых краев.Не случайно столичное «аканье» объясняют тем, что в свое время из присоединенных при Иване III и его сыне Василии городов Белой Руси было переселено немало мастеров, что принесли с собою и свой говор. Нынешние белорусы и сейчас вовсю акают. То же и с иконописцами.Скажем, Феофан Грек сначала прибыл из Византии в Великий Новгород, а затем все-таки предпочел обосноваться в Москве, подняв ее авторитет среди своих земляков. А потому и фигура Андрея Рублева, признанного еще при жизни основателем целой живописной школы, в немалой степени ассоциировалась с подъемом Москвы, которая, помимо всего прочего, становилась культурной столицей Руси, законодательницей живописных церковных канонов. Отныне по всей Руси иконостасы создавались по московскому формату. Деисусный чин писали так, как было заведено в столице стараниями Рублева, Грека и их соратников. Иконописцы, создававшие более человечные, менее суровые образы святых, способствовали выработке новой освободительной идеологии в той же степени, что и литературные произведения, посвященные Куликовской битве, пусть и появившиеся спустя много лет после самого сражения, пусть и явно приукрашивавшие действительность. Да, Москве было что предъявить остальной Руси, и даже сам факт похорон преподобного Андрея Рублева в Москве немало значил для современников гения.Впрочем, если вы остановитесь перед «Троицей», то мысли ваши будут далеки от многочисленных проблем этого суетного мира с его борьбой за власть и влияние. Моментом прикосновения к вечному – вот чем мы обязаны монаху Андрею.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.