У бродяги тысяча и одна дверь
Многих москвичей серьезно беспокоит большое количество бездомных и попрошаек, без которых уже трудно представить наши улицы, станции и вагоны метро, вокзалы, множество других мест нашей столицы.Недавно в Московской городской думе в рамках комиссии по законодательству прошли слушания по проблеме бродяжничества в нашем городе.О том, можно ли бороться с этим глубоко несимпатичным явлением столичной жизни, рассказал [b]председатель комиссии Александр СЕМЕННИКОВ (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»)[/b].[b]– Александр Григорьевич, что это за странное в современном мире явление – бродяжничество?[/b]– Бездомные, бомжи, бродяги – отнюдь не новые персонажи нашей жизни. В старой Руси болтаться без дела и «определенного места жительства» мог только преступник – беглый холоп или изменник государю. С отменой крепостного права появились люди бесприютные. Под именем божьих людей, бродяг и босяков они шагнули в классическую русскую литературу. «Страной тьмы и тени смертной» назвал босячество Мережковский. А весь блеск и нищету философии этих странников представил Максим Горький, сам в молодости отдавший дань вольной жизни.С началом строительства «царства труда» тем, кто вынужденно попадал в категорию бездомных (например, беспризорникам времен Гражданской и Великой Отечественной войн), государство оказывало системную и довольно эффективную помощь. Достаточно вспомнить опыты Антона Макаренко, описанные в его «Педагогической поэме», знаменитую «Республику ШКИД» Леонида Пантелеева. Новым этапом здесь стала созданная в 1943 году, в самый разгар войны, система суворовских училищ, куда принимали детей «воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов».При этом известная статья 209 Уголовного кодекса РСФСР определяла наказание за «паразитический образ жизни», к которому прямо причислялось бродяжничество, в виде лишения свободы на срок от одного года до двух лет или такой же длительности исправительных работ. За повторные действия срок возрастал до трех лет.Статья была «работающей», по ней отсидели и некоторые известные в стране люди: народный любимец Петруха из «Белого солнца пустыни» (актер Николай Годовиков), кинорежиссер Сергей Параджанов. Будущий нобелевский лауреат Иосиф Бродский, обвиненный в тунеядстве, тюремного срока избежал, но был выслан в деревню.Впрочем, массовым явлением ни тунеядство (еще одно известное явление советской жизни), ни бродяжничество не были и быть не могли. В том числе и благодаря системе ЛТП (лечебно-трудовых профилакториев, а по сути – лечебноисправительных заведений).[b]– То есть в Советском Союзе бомжей не было?[/b]– В привычном нам смысле – в общем-то, нет. Вновь вызвала к жизни проблему бездомности и бродяжничества именно свобода, ставшая главным достижением постсоветской России.Сколько сейчас в стране «бомжей», точно сказать невозможно. В единой системе учета бездомных граждан Департамента социальной защиты населения города Москвы зарегистрировано чуть меньше 10 тысяч человек, но независимые эксперты увеличивают их число в несколько раз.Получается, что достоверной статистики нет, но масштаб проблемы даже без точных данных видится очень и очень значительным.Причины? Последствия «шоковой терапии» 90-х годов, неспособность вписаться в новые реалии, региональные вооруженные конфликты, другие жизненные передряги. Даже такое, в общем-то, благое дело, как приватизация жилья, дало возможность мошенникам и прямым уголовникам овладевать квартирами одиноких и опустившихся граждан. Около трети бродяг стали таковыми из-за бытовых причин – алкоголизма, семейных конфликтов и разводов. А те, кто потерял право на жилье, отбывая судебное наказание? В Москву ежемесячно из мест заключения возвращаются 200–300 человек, и только 5–7% из них устраиваются на работу.Было бы неверным считать, что все бездомные живут на гроши. Значительная их часть включена в довольно прибыльный попрошайнический бизнес. Считается, что умелый «нищий», да еще с ребенком, в день собирает 3–4 тысячи рублей. Легко прикинуть, сколько выходит в месяц.Правда, им самим мало что остается – подавляющее большинство работают на хозяина, сдают ему выручку, а за это имеют минимум средств к существованию. Поэтому все, кто занимается социальной адаптацией этих несчастных, в один голос твердят: деньги не давайте, как бы жалостливо их у вас ни просили. Лучше купите еды, если человек голоден, или билет, чтобы добраться до дома. При этом вы сразу же убедитесь, кто перед вами: «профессионал» от такой помощи категорически откажется.[b]– Если об этих людях все так хорошо известно, что же делают городские власти, чтобы с ними бороться? Ведь бомжи и попрошайки далеко небезопасны![/b]– Разумеется, бродяжничество сопровождается деградацией личности, антисанитарным состоянием мест их пребывания, опасными для окружающих заболеваниями, в т. ч. туберкулезом, педикулезом, ВИЧ-инфекциями. Не говоря уже о том, что эта среда осложняет криминогенную обстановку, а обитание бомжей в подвалах, на чердаках и в других помещениях сопровождается постоянными выпивками, наркоманией и как следствие – пожарами.С учетом всего этого в Москве уже давно ведется борьба с бродяжничеством. Причем упор в ней делается не на запретительные и карательные меры, а на меры социальной помощи и адаптации. Хотя милиция вносит свой вклад: в 2009 г. было задержано свыше 9 тысяч бродяг, из которых 2,8 тыс. привлечены к административной ответственности.Основные нарушения – распитие спиртных напитков в общественных местах, мелкое хулиганство.В Кодексе Москвы об административных правонарушениях только две статьи в той или иной степени касаются этих явлений. Статья 3.8 «Приставание к гражданам в общественных местах» гласит: «Приставание к гражданам в общественных местах, то есть нарушение общественного порядка, выразившееся в навязчивых действиях гражданина, осуществляемых в отношении других граждан против их воли, в целях куплипродажи, обмена или приобретения вещей иным способом, а также в целях гадания, попрошайничества, оказания услуг сексуального характера либо навязывания иных услуг в общественных местах, – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей». Таким образом, если попрошайка не нарушает общественный порядок, то привлечь его к административной ответственности нельзя.Статья 3.12. «Попустительство нахождению несовершеннолетних в общественных местах в ночное время без сопровождения своих законных представителей» устанавливает штрафы за попустительство нахождению несовершеннолетнего в игорных заведениях, ресторанах, кафе, барах, клубах, кинотеатрах и иных помещениях, используемых в сфере развлечений.[b]– Расскажите немного подробнее о мерах социальной помощи бездомным.[/b]– Они гораздо более обширны. В 8 учреждениях социальной помощи насчитывается почти 1500 мест для первичного приема бездомных граждан, за прошлый год в них получили помощь 4004 человека.Почти трем с половиной тысячам граждан оказана помощь одеждой и обувью, ежедневное бесплатное питание получали 900 человек, в трудоустройстве помогли 1252 гражданам, 28 человек устроены в домаинтернаты. Как ни покажется удивительным, в 2008 году 8 бездомных получили жилую площадь, а 6 человек восстановили свои права на утраченное жилье.Ежедневно в поле зрения таких работников попадают до 300 лиц, занимающихся бродяжничеством. Департаментом социальной защиты населения города Москвы в октябре 2009 г. создана мобильная служба помощи бездомным «Социальный патруль». В состав мобильных бригад, работающих в двухсменном режиме с 8.00 до 23.00, входят социальный работник, фельдшер и водитель. В конце прошлого года на улицы города ежедневно выезжало 5 автомашин, а с января 2010 г. это количество увеличено до 10. Еженедельно проводятся акции «Социальный патруль». Так, по одной из них, проведенной в метро, было выявлено 1310 лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, из которых только 75 были переданы милиции, а остальным оказаны те или иные виды помощи.[b]– При такой, можно сказать, «массированной атаке» уже и бомжей бы остаться на наших улицах не должно. Почему же они все-таки есть?[/b]– Социальные работники отмечают, что, несмотря на доступность социальной помощи, свободные места в приютах и других социальных учреждениях, большинство бродяг предпочитают оставаться на улице и вести привычный образ жизни.Проблема, к сожалению, глубже. Один из персонажей Горького высказался вполне определенно: «Вы должны понять это – в бродяжьей жизни есть нечто всасывающее, поглощающее. Приятно чувствовать себя свободным от обязанностей, от разных маленьких веревочек, связывающих твое существование среди людей... от всяких мелочишек, до того облепляющих твою жизнь, что она становится уже не удовольствием, а скучной ношей...» Разновидность этого мировоззрения можно усмотреть в современных идеях дауншифтинга – добровольного отказа от высоких стандартов общества потребления ради простой и неторопливой жизни вдали от центров цивилизации. Хотя дауншифтеры, безусловно, не бомжи.На заседании нашей комиссии говорилось о том, что конкретные меры по борьбе с этими явлениями только предстоит сформулировать. Наверное, наряду с совершенствованием мер социальной помощи, например, предоставлением медицинских услуг при отсутствии регистрации, надо возвращать и меры социальной ответственности за антиобщественное поведение.Нельзя забывать, что часть этих бедолаг, с виду жалких и безобидных, способны на преступления. Только в прошлом году в столице 1178 лиц без определенного места жительства привлечены к уголовной ответственности, в том числе 386 – за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Поэтому надо подумать о совершенствовании административного и уголовного законодательства, более четко сформулировать составы правонарушений, может быть, вернуть специализированные социальные учреждения с принудительным содержанием, ввести практику трудотерапии. Обязательно надо серьезно потеснить нищенский бизнес. Конечно, не забывая о праве человека на свободный выбор образа жизни. Но помня и о праве гораздо большего числа москвичей на здоровую и безопасную городскую среду.[b]Справка «ВМ»[/b][i]По данным социологических исследований, только 5–10% бродяг выбрали этот образ жизни добровольно. Остальные становятся ими вынужденно. Хотя 71,2% бродяг формально жилье все-таки имеют. Также большинство из них имеет близких родственников – одиноких только 7%. 76% имеют среднее и среднее специальное образование, 9,7% – высшее. 88% бродяжничающих – мужчины.Москвичами являются только 8%, остальные – приезжие. В том числе 22% – иностранные граждане. Москва притягательна не только для желающих найти хорошую работу, но и для бомжей.[/i]