Образование на «отлично»
Накануне 1 сентября все мы вспоминаем о том, что мы не только сотрудники, покупатели, путешественники… Среди множества наших социальных ролей и обязанностей важнейшая – роль родителя. И даже родители родителей, то есть бабушки и дедушки переживали в последние августовские дни неподдельное волнение. Все эти разговоры о ЕГЭ, новом стандарте образования, платных уроках, конкурсах в школы…Развеять страхи тех, чьи дети сегодня идут в первый или в любой другой, независимо от порядкового номера – не менее важный – класс мы попросили [b]председателя Комиссии Мосгордумы по образованию и молодежной политике, депутата Виктора Круглякова (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»).– Виктор Михайлович, наверное, такое событие, как «первый раз в первый класс» – одно из самых волнующих в жизни любой семьи. Насколько я знаю, даже те папы и мамы, у которых двое и больше детей, с каждым новым первоклассником волнуются по новой. Как опытный педагог подскажите, что нужно сделать родителям, чтобы радостное ожидание начала школьной жизни не превратилось для ребенка в сплошной стресс?[/b]– Все мы понимаем, что для любого ребенка 1 сентября, когда происходит его знакомство со школой, – день ожидания перемен. Причем, разумеется, он ждет перемен только в лучшую сторону: новых впечатлений, новых встреч, новых друзей. Поэтому вчерашний дошкольник, даже если он еще не был в здании школы, все равно ждет Дня знаний как волшебного праздника. И 1 сентября с самого утра он чувствует, что, наконец, наступил момент, к которому он долго готовился.Его одевают в белую рубашку, девочек – в красивое платье, дают в руки ранец… Для того чтобы это событие осталось одним из лучших воспоминаний подрастающего малыша, придется приложить немало усилий как педагогам, так и родителям. Ведь каков будет старт этого долгого путешествия в страну знаний – зависит только от нас, взрослых. Причем особенно хочу подчеркнуть – усилия наши должны быть не по принципу «лебедь, рак и щука», а обязательно совместные.Главное – папам, мамам, бабушкам и дедушкам нужно отчетливо осознавать, что воспитание и образование ребенка происходит не только в стенах общеобразовательного учреждения.Это, безусловно, обоюдный процесс, в котором семья со своей стороны просто обязана активно участвовать, сотрудничать, находить общий язык с учителями. Лишь в этом случае результат школьной жизни ребенка окажется именно тот, который сами родители хотели бы увидеть.[b]– Но ведь не секрет, что большинство родителей стараются «пристроить» первоклассника в наиболее популярную школу, даже если она расположена далековато, да и ребенок особыми талантами не блещет…[/b]– По этому поводу могу сказать, что сегодня уровень московской системы образования в целом является понастоящему столичным. То есть он соответствует в полной мере всем современным требованиям.Но вы правы – накануне Дня знаний ежегодно возникают разговоры о так называемых престижных и непрестижных школах.Чаще их адреса и телефоны передаются из уст в уста, но вы, наверное, обращали внимание, что с некоторых пор многие СМИ публикуют рейтинги школ, составленные по аналогии с другими сферами. Однако не следует забывать, что зачастую такие публикации – всего лишь обычный пиар, скрытая реклама. Причем порой – весьма щедро оплаченная.Кстати, по понятным причинам, частенько именно негосударственные школы любят это делать.По моему глубочайшему убеждению, понятие «престижная–непрестижная школа» больше субъективное. Следует помнить, что по-прежнему в любой школе все определяет конкретный педагог.Возможно, далеко не праздничный пример, но всем нам памятна «лучшая учительница Снежанна Денисовна», которая, согласно сюжету одной юмористической телепередачи, трудится как раз в самой «престижной» школе. Раз люди над этими сюжетами смеются – значит, к сожалению, персонаж узнаваем, и большинство с такими гореучителями сталкивались.Так что когда мне кто-то приводит в качестве аргумента положение школы в какомлибо рейтинге, я напоминаю, что в любой, даже самой лучшей, школе трудятся десятки учителей. Все они разные как по характеру, так и по профессиональному уровню, по стилю работы. Такие же разные, как ваши собственные дети. Поэтому исходите лучше из особенностей характера, наклонностей и даже состояния здоровья своего ребенка. Так вам будет легче понять, с кем и в какой обстановке ему будет комфортнее.А выявлять в конкретной школе некий средний рейтинговый показатель, такую «среднюю температуру по больнице» – это выдавать желаемое за действительное.[b]– Ну когда у ребенка разные педагоги преподают разные предметы – выбрать каждый раз наилучшего вряд ли возможно…[/b]– Значит, уже в этот момент нужно выбрать главный предмет. Кому-то нужен сильный математик, а комуто – увлеченный своим предметом биолог. Наблюдайте за своим ребенком, подмечайте, какие предметы ему легче даются и почему. Вот вам и критерий выбора класса и учителя.А если речь идет о педагогах начальной школы, то гораздо проще выбирать для своего ребенка не школу, а учителя. Даже если школа в целом и «не очень», то в ней практически всегда найдется такой учитель, который сможет дать вашему ребенку прочную основу знаний и навыков, с которой он потом легко пойдет в любую, даже самую престижную школу.Поэтому, если уж вернуться к теме рейтингов, то я здесь скорее за рейтинг учителей, чем образовательных учреждений в целом.[b]– И каковы эти самые рейтинги по итогам продолжающегося в нашей стране Года учителя?[/b]– Не могу сказать, что именно в Год учителя в Москве произошли какие-то коренные перемены в этой сфере. Просто сейчас мы все уделяем более пристальное внимание проблемам, которые существуют в городской системе образования.Сам по себе уровень наших школ достаточно высок, материально-техническое обеспечение достойное. Причем кризис здесь на состоянии дел не отразился.Все обязательства столичных властей перед педагогами реализованы. Москва вообще отличается очень стабильной системной работой в сфере образования. Скачков вверхвниз у нас в городе не наблюдается. Это и есть самое главное, что отличает московское образование от других регионов и стран.Итоги Года учителя мы будем подводить, как и положено, – в декабре. А сейчас уместнее говорить о его задачах. И важнейшая из них в наступающем 2010–2011 учебном году – переход на новый Федеральный образовательный стандарт. Он уже принят и по начальной школе утвержден.С 2011 года этот стандарт должен стать обязательным для всех школ России в их начальной ступени. Москва же начинает реализацию новой модели образования, не дожидаясь 2011 года, прямо с 1 сентября. Нам предстоит на практике отработать свою систему перехода, поэтому мы начинаем эту работу пока лишь в некоторых школах, чтобы к январю будущего года мы уже точно знали, на что обратить более пристальное внимание.Сегодня в каждом округе выбрано примерно по 20 школ, которые в ближайшие дни начнут переходить на новый образовательный стандарт. В будущем году их опыт мы распространим на весь город.[b]– Пока негативных отзывов на этот стандарт мы слышим больше, чем доводов за…[/b]– Вот мы и посмотрим, чем хорош этот стандарт, а где в нем есть недоработки и проблемы. При отсутствии практики все разговоры о нем скорее напоминают научную конференцию, оставаясь чисто теоретическими. Кстати, московские учителя тоже принимали участие в его разработке. А практическая работа в школах по его внедрению и покажет – что лишнее, а что необходимо оставить и развивать.[b]Досье «ВМ»[i]Виктор КРУГЛЯКОВ[/i][/b][i] родился 3 января 1961 года.Окончил Московский областной педагогический университет имени Н. К. Крупской.Кандидат политических наук.Депутат Московской городской думы первого (1993 – 1997 гг.) созыва, досрочно прекратил полномочия депутата с января 1997 года в связи с переходом на другую работу.Перед избранием в Московскую городскую думу работал начальником Управления образования Восточного административного округа города Москвы.Избран депутатом Думы 11 октября 2009 года.[/i]