Карта городских событий
Смотреть карту

Вопрос ребром

Общество
Вопрос ребром

Внеочередное заседание Московской городской думы, на котором столичные депутаты должны были наделить полномочиями мэра Москвы сроком на пять лет Сергея Собянина, заранее казалось вполне предсказуемым. Если в городской думе большинство единороссов и кандидата в мэры предложили сами же единороссы, значит Собянин – человек в их среде хорошо известный и авторитетный. Что тут еще обсуждать? Однако в ходе заседания выяснилось, что у народных избранников вопросов к кандидату в мэры немало. И вопросы это непростые, требующие незамедлительного грамотного решения. [i][b] Шестые выборы[/b][/i] В начале заседания [b]председатель Мосгордумы Владимир ПЛАТОНОВ (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») [/b]напомнил коллегам, что начиная с 1991 года это шестые выборы мэра Москвы. – В нашей новейшей истории второй раз Московская городская дума рассматривает вопрос о наделении полномочиями мэра города Москвы, – рассказал он. – До этого были случаи, когда президент единолично назначал руководителей регионов, были выборы руководителей регионов. Но вот уже несколько лет существует новая система, которая находится в рамках Конституции, в рамках законодательства, когда президент берет на себя ответственность вместе с парламентом субъекта Федерации. При последующем усилении роли партии она берет на себя ответственность по проведению выборов руководителей регионов. Владимир Платонов сообщил, что в рамках действующего законодательства, Регламента Московской городской думы прошли все необходимые встречи, подготовлены и внесены все необходимые документы. – С момента поступления документов, как вы знаете, Сергей Семенович Собянин в стенах Московской городской думы встретился с представителями фракций «ЕДИНАЯ РОССИЯ» и КПРФ, – сообщил спикер столичного парламента. – Также он встретился с представителями Общественно-консультативного совета политических партий при Московской городской думе. Этот общественный орган мы создали впервые в России. Эта встреча длилась более 45 минут. Были разные выступления. Но самое главное, что несколько партий сразу же поддержали кандидатуру, а остальные сказали, что готовы сотрудничать конструктивно с новым мэром города. И представили документы, которые, по их мнению, выражают волю такой общественной организации, структуры, которая объединяет представителей различных партий. От имени президента на заседании кандидата в мэры представил депутатам руководитель Администрации Президента РФ Сергей Нарышкин. По его словам, Сергея Собянина отличают выдающиеся лидерские качества, умение сплотить людей. Это человек, умеющий последовательно добиваться поставленных целей, внимательно относящийся к людям, обладающий высокой трудоспособностью. Руководитель Администрации Президента высказал убеждение, что названные качества помогут Сергею Собянину в решении непростых столичных проблем. [i][b]Не ногами, а умом[/b][/i] Но и после такого исчерпывающего представления у депутатов Мосгордумы осталось к кандидату в мэры много вопросов. И начали они с самых непростых. В частности, [b]депутат Михаил АНТОНЦЕВ (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»)[/b] спросил у Собянина, как тот предполагает выстраивать взаимодействие с федеральной властью. Ведь не секрет, что в стенах городской Думы родилось довольно много инициатив, обращений в органы федеральной государственной власти, направленных как на улучшение, совершенствование законодательства и повышение качества и уровня жизни москвичей, так и на совершенствование системы квотирования рабочих мест для инвалидов и молодежи. Это и предложения по ужесточению требований к регулированию миграционных процессов, и пересмотр максимального размера пособий по временной нетрудоспособности, родам и уходу за ребенком. А также в части участия федеральных структур в строительстве метрополитена, повышения ответственности за нарушение Правил дорожного движения в части стоянки, остановки. – Но, к сожалению, они будто зависали на высоком уровне, – посетовал депутат. – По ряду этих вопросов даже никаких ответов не видели. – Я хорошо знаю, что любое, просто посланное формально письмо вряд ли дойдет до цели, – попенял в ответ депутатам будущий мэр. – Поэтому считаю, что наша работа с федеральными структурами должна быть выстроена несколько иначе. Это не только требование, амбиции, это конструктивная, слаженная повседневная работа. Такие контакты должны быть налажены со всеми министерствами и ведомствами. Мы должны работать в партнерском ключе. Москва должна стать продолжением федеральных программ и федеральных проектов таким образом, чтобы можно было вместе решать все наболевшие проблемы. Если вот такое ощущение совместной работы, совместной постановки и достижения целей будет достигнуто, я думаю, многие запросы, которые мы делали, будут решены. Как известно, все-таки один из самых наболевших вопросов столичного региона, на который взгляды городских и федеральных властей существенным образом расходятся, – это миграционная политика. Пока все инициативы Мосгордумы по ужесточению квот на привлечение иностранных рабочих просто тонут в высоких кабинетах. – Мы понимаем, что Москва – крупный мегаполис, который привлекателен для мигрантов, к сожалению, не только легальных, но и нелегальных, – коснулась острой темы [b]депутат Инна СВЯТЕНКО (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»)[/b]. – Мы видим, что у нас по рабочей квоте на рабочих специальностях, которые, к сожалению, сейчас в Москве являются непрестижными, и в области ЖКХ, и в строительстве трудится целый ряд людей. Это вынужденная мера. Но вот мне хотелось бы узнать у вас, каково ваше мнение о дальнейшей миграционной политике в нашем городе? – Вы знаете, по крайней мере по статистике, безработицы в Москве практически нет, – ответил Сергей Собянин. – Все желающие найти работу в подавляющем большинстве ее находят. Поэтому привлечение мигрантов, трудовых ресурсов извне является, мне кажется, необходимым для того, чтобы экономика города развивалась, чтобы стройки не остановились, чтобы мы не получили дефицита рабочей силы. А для москвичей должны в первую очередь создаваться высокотехнологичные, хорошо оплачиваемые места. Вот, собственно, задача правительства. А не заставить их с метлой ходить вокруг дома – это не тот приоритет. Необходимо урегулирование, чтобы мигранты были все официально зарегистрированы, чтобы среди них как можно меньше было криминалитета. Эту задачу как раз и требуется решать вместе с правоохранительными органами, Федеральной миграционной службой. И такую работу мы будем налаживать. [i][b] Ревизия бюджета[/b][/i] – Сейчас идет бюджетный процесс на 2011 год. Что уже там может быть сделано, что может измениться в первую очередь? – поинтересовался [b]депутат Вадим КУМИН (фракция «КПРФ»)[/b]. – Нам необходимо проревизировать бюджет, посмотреть расходы, которые не являются для Москвы первоочередными, сосредоточиться на основных направлениях, – сообщил депутатам Собянин. – Приоритетными должны быть решение транспортной проблемы, социальные вопросы, проблемы образования, здравоохранения, культуры. Непрофильные расходы, вложение в активы хозяйствующих субъектов и прочие траты могут подождать либо должны быть минимизированы. Сегодня бюджет Москвы находится не в лучшей ситуации, и мы должны очень аккуратно смотреть на эти траты. После такого кардинального заявления депутаты заволновались. – Уважаемый Сергей Семенович, – вступила в беседу [b]депутат Ирина ВЕЛИКАНОВА (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»)[/b]. – Вы уже сказали о необходимости более рачительного отношения к бюджетным расходам. В этой связи как вы относитесь к многочисленным московским проектам в различных регионах России? Например – к сотрудничеству с Севастополем. – Что касается Севастополя, думаю, нам нужно активно продолжать это сотрудничество, – успокоил депутатов Собянин. – Не только, может, и не столько экономическая, а политическая задача связана с тем, что мы должны выстраивать добрые партнерские отношения с Украиной. А вот что касается бюджетных вложений в коммерческие структуры и стройки в других регионах, здесь Сергей Семенович также пообещал «провести полную ревизию». – Думаю, что это не первоочередные задачи, – признался он. – Вот все сделаем в Москве, тогда будем строить и в Иванове, и в Новосибирске, и в Якутии, и где угодно. Но давайте сначала разберемся со своими проблемами. Но это не означает, что московский бизнес не должен участвовать, не должен инвестировать туда и не должен там строить. Наоборот, надо делать все, чтобы московские организации, московские строители могли расширять свой бизнес на территории всей страны. – Для реализации всех этих задач нужна команда,– заявил депутат Петр Ивановский. – Как вы собираетесь решать кадровую проблему? – Считаю, что в Москве создан хороший кадровый управленческий костяк, – отреагировал будущий мэр. – Вопрос в том, какие задачи перед ними ставить и как спрашивать о результатах. Поэтому основой этой команды будут те управленцы, которые есть сегодня в Москве. Но это не означает, что будет кадровый застой и стагнация. Нет, мы будем работать над постепенной ротацией, подбором новых кадров, молодежи, которая также должна прийти в управленческую среду. [i][b]Организованность – залог успеха[/b][/i] Тогда от вопросов общей политики городские парламентарии перешли к конкретным проблемам столичного мегаполиса. – Уважаемый Сергей Семенович, как вы оцениваете ход реформы ЖКХ в Москве, – спросил [b]депутат Степан ОРЛОВ (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»)[/b]. – В частности, создание ТСЖ и наделение их полномочиями и функциями по управлению многоквартирными домами? – Это просто удивительно, но я практически на каждой встрече слышу вопрос и недовольство управляющими компаниями, товариществами собственников жилья, – парировал Сергей Собянин. – Это хорошее начинание, когда люди сами под свою ответственность начинают управлять собственными домами. Но, мне кажется, идея выродилась в то, что не граждане управляют собственными домами, а приходят некие конторы, которые отрываются от жителей, и над ними нет контроля со стороны административных структур. И главная задача районных управ, префектур – навести должный порядок. Разобраться с каждым ТСЖ и управляющей компанией, что там происходит и на предмет того, выслушивают ли они жалобы и просьбы москвичей, насколько качественно предоставление услуг и каковы тарифы на предоставление этих услуг. Разумеется, вновь и вновь звучала в зале заседаний Думы тема пресловутых столичных пробок, с которой и начал свою предвыборную компанию кандидат в мэры Москвы. [b]Депутат Сергей ЗВЕРЕВ (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») [/b]попросил Сергея Семеновича перечислить его первостепенные шаги, которые позволят эту проблему в городе решить. Кроме известного «разрешения узких мест», массового дорожного строительства и организации дорожного движения, Сергей Собянин предложил «состыковку всего этого комплекса со строительством, которое ведет Московская область, федеральные структуры, Министерство транспорта». – Я уверен, мы в ближайшее время этим займемся, – пообещал он. – Но всякое дорожное строительство очень затратное. И ни в коем случае его нельзя вести в отрыве от транспортной логистики и от нужд транспорта. Чтобы не получалось так, что транспорт сам по себе, а строители сами по себе. У одних приоритеты – ускорение трафика, обеспечение провоза пассажиров, грузов, а у других – задача освоения денежных средств. Мы должны скоординировать работу транспортников и строителей, чтобы каждый рубль, вложенный в дорожное строительство, оценивался не по количеству бетона, а по скорости проезда, которую он дает в конечном результате. [b]Депутата Игоря ПРОТОПОПОВА (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»)[/b] тоже волновала проблема пробок: – Проблема транспортная перешла в экономическую, а сейчас, как мы понимаем, – уже и в политическую, – заявил он. – При этом у нас дороги строит один департамент, ремонтирует другой, за организацию дорожного движения отвечает третий – ГИБДД. То есть каждое ведомство само по себе. Не кажется ли вам, что каким-то образом надо объединять все их усилия в единый комплекс? – Я уже сказал, что целью дорожного строительства не должны быть кубометры асфальтобетона, железа и так далее, а должна быть задача общая – ускорение трафика, свободный проезд, – напомнил будущий мэр. – Для этого, конечно, нужно все эти структуры объединить, чтобы они работали как одно целое под единую задачу. Как это сделать, мы подумаем. Спешить здесь не надо, не надо ломать действующие структуры, иначе просто будет хаос. Но обеспечить координацию этих направлений нужно, и это будет сделано. [i][b]Ошибки не поздно исправить[/b][/i] – Я снова о транспорте и о дорогах, – поднял руку [b]депутат Сергей ТУРТА (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»)[/b]. – В Москве есть несколько вопиющих транспортных проблем. Одна из них – это Выхинский транспортный узел и Жулебино, в котором метро обещают сколько лет построить и не строят. При этом в Котельниках Московской области идет строительство колоссального рынка, который вообще парализует движение по Новорязанскому шоссе. Не будет ли вашим одним из первых шагов в должности мэра Москвы рассмотрение именно проблемы Выхинского транспортного узла и уже непосредственные меры по его реализации в ближайший год? – Считаю, что будет, – заверил Сергей Семенович. – Не хочу обсуждать конкретные объекты, это тема отдельного разговора. Вы упомянули тему рынков. Вообще, в Москве диких рынков в том виде, в котором они есть, не должно быть. Это не только лицо столицы, но это и целый ряд проблем, связанных с ними: криминальная среда, незаконные мигранты, контрабанда, некачественные продукты и, в конце концов, огромный поток машин, которые туда идут. На их месте должны быть как минимум цивилизованные торговые современные центры. Поэтому этим вопросом надо вплотную заниматься. Думаю, он поможет решить многие проблемы москвичей. [b]Депутата Михаила МОСКВИНА-ТАРХАНОВА (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»)[/b] беспокоила дальнейшая судьба проекта «Москва-Сити», который, как известно, находится уже в завершающей стадии. – Может быть, мы его закончим побыстрее, за два года, и сделаем на его основе финансовый центр в Москве? – спросил он. – Знаете, я с Владимиром Иосифовичем Ресиным поспорил, – неожиданно остановил депутатский пыл будущий мэр. – Я считаю, что Сити, построенный практически в самом центре Москвы, самым серьезным образом осложняет транспортный трафик и создает дополнительную нагрузку на центр. Мне кажется, это была градостроительная ошибка. Но то, что сделано, то и сделано. Теперь, вы правы, надо оперативно доводить эту стройку до конца, обеспечить его транспортной инфраструктурой, чтобы там не было транспортного коллапса, обеспечивая строительство стоянок, гаражей и тому подобное. Чтобы то, что уже создано, начало работать эффективно. Но, разумеется, волновало городских парламентариев не только строительство. [i][b]Кому поможет новый мэр?[/b][/i] Разумеется, каждого депутата заботила не только дальнейшая судьба города в целом, но в особенности тех направлений, которыми занимается лично он. Поэтому, пожалуй, самый непростой вопрос на заседании Мосгордумы задал кандидату в мэры [b]депутат Виктор КРУГЛЯКОВ (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»)[/b], который возглавляет думскую Комиссию по образованию и молодежной политике: – У меня вопрос касается маленьких москвичей. Есть такая серьезная городская проблема: в Москве почти 30 тысяч детей сегодня не обеспечены местами в дошкольных образовательных учреждениях. И это несмотря на беспрецедентные усилия правительства города, которое в течение ряда лет строит по 100 садов в год. Однако эта проблема не решается. Ведь отнюдь не рост рождаемости является следствием этих всех проблем, а то, что в Москве в 90-е годы была практически разрушена ведомственная сеть дошкольных учреждений, которая по своему количеству была сопоставима с бюджетными городскими учреждениями. А все эти сады стоят внутри городской застройки, и сегодня они проданы, перепрофилированы, используются не по назначению. Как вы, Сергей Семенович, видите решение этого вопроса? Будущий мэр признал проблему «действительно важной и нужной». – Она должна решаться правительством Москвы вне всякого сомнения, но ее решение может быть самым различным, – заметил он. – Это и возврат тех помещений, ранее построенных под детские дошкольные учреждения, которые сегодня используются нецелевым образом. Десятки, если не сотни таких садов действительно используются под другие цели, и необходимо работать над этой проблемой. Это и строительство новых детских садов, и использование тех помещений и образовательных учреждений для того, чтобы туда шли дети для получения дополнительного образования, для проведения досуга. Необходимо и эту возможность использовать. Есть еще целый ряд, набор мер. Каким образом решать эту проблему, мы еще с вами дополнительно обсудим. Коллега по фракции – [b]депутат Александр СЕМЕННИКОВ (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»)[/b] оказался еще конкретнее и откровеннее. – Безусловно, после назначения к вам потянется огромное количество лидеров различных общественных организаций – защитников животных, спортсменов, художников и т. д., – сообщил Сергею Собянину он. – Не секрет, что помощь им напрямую зависит от личных предпочтений того или иного руководителя. Вот, например, можно сказать, что теннис в нашей стране стал популярен благодаря Ельцину. Каковы ваши личные пристрастия? Не надо ли опасаться за свою судьбу пчеловодам и спортсменам, традиционно популярным в Москве? И стоит ли оживиться охотникам и билиотекарям? – Ну, охотникам в Москве вряд ли на что-нибудь стоит расчитывать, – профессионально бесстрастный тон Собянина впервые обрел личные нотки. – Для охоты надо переезжать в другие регионы. А если говорить серьезно, занятие спортом – это один из приоритетов, который должен стоять перед правительством города. Мы не только должны поддерживать действующие физкультурно-оздоровительные комплексы, спортивные объекты, но и продолжать массовое их строительство так, чтобы они были доступны каждому москвичу. И я думаю, что и общественные организации, о которых вы говорите, будут хорошими помощниками в этом деле. [i][b]Что изменим, что сохраним[/b][/i] Тему частных обращений к мэру продолжил и [b]депутат Валерий ШАПОШНИКОВ (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»)[/b]. – В своем выступлении вы сказали о том, что система управления должна быть более открытой, – заметил он. – Cегодня москвичи привыкли к тому, что могут послать телеграмму, написать письмо, наказ сделать какой-то, прий ти на прием. В том числе и к депутату, к префекту, в правительство. Скажите, пожалуйста, а смогут ли москвичи достучаться до вас как до мэра и каким образом? – Абсолютно понятно, что я не смогу общаться с каждым москвичом, – признал Сергей Собянин. – Но создать систему, при которой до мэра Москвы, до правительства города доходили бы все особо острые, системные вопросы и нужды москвичей, необходимо. И чтобы они не решались с одним человеком. Каждое должностное лицо, каждый префект, руководитель управы, руководитель учреждения должен соответствующим образом выполнять то, что ему положено. А если он этого не делает, тогда нужно разбираться с ним, а не собирать все жалобы мешком и пытаться их централизованно решить. – Уважаемый Сергей Семенович, вот вы уже нарисовали картину, для меня – не радужную, состояния дел, – спросил [b]депутат Сергей ГОНЧАРОВ (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»)[/b]. – И все-таки нельзя отрицать, что Юрий Михайлович и его команда сделали много для Москвы. Скажите, что вы оставите хорошего из прежнего, и что вы лично, как будущий мэр, не приемлете в той политике, которая проводилась в городе до вас? – Те достижения в социальной политике, которыми пользуются москвичи, конечно, должны быть сохранены и приумножены, – уверенно заявил Сергей Собянин. – В целом, конечно, город развивался неплохо, и вы знаете, по своим темпам он лидировал среди регионов страны. К сожалению, ситуация изменилась, и теперь Москва начала год от года отставать потемпу развития не только от мировых лидеров, но и даже от регионов России. Поэтому вот это отставание, конечно, нужно преодолевать. Более того, мы вместе с вами, депутатами городской думы, с общественными организациями, с гражданами должны сформулировать новую программу развития города. Это будет наша с вами общая программа и наша общая задача, и я надеюсь, что мы вместе их будем решать. [i][b] Он сделает шаги[/b][/i] Пожалуй, наиболее полно позицию большинства столичных парламентариев, проголосовавших за кандидатуру Сергея Собянина, выразил в своем выступлении [b]депутат Александр КРУТОВ (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»)[/b]: – Я в Москве родился, прожил всю жизнь, видел ее и при советской власти, и в годы переходного периода и вижу, как она развивается сейчас. Рост любого организма не бывает без проблем. И мы о них прекрасно знаем. Задачи, которые стоят перед будущим мэром и городской властью, конечно, колоссальные. Москва – древний город, но с очень современными амбициями. И предстоит совместить в себе сочетание нашей традиционной московской культуры, культуры многонациональной, культуры, которую создавала вся Россия, с необходимостью выйти на уровень современного развития, на уровень международного центра (а президент поставил амбициозную задачу перед нами – сделать Москву международным финансовым центром). Мне кажется, эта задача достойна и города, и людей, которые будут ее решать. Сможет ли Сергей Семенович реализовать ее полностью? Конечно, нет, потому что это задача не для одного человека и даже в конечном итоге не для одного десятилетия. Но сможет ли он сделать те шаги, которые необходимы? Уверен – да. Опыт у него очень хороший, которому можно только позавидовать, и не только потому, что последовательно проходились все ступени от рабочего, мастера, руководителя комсомола, далее – главы города, председателя Думы, губернатора, руководителя аппарата правительства, работа в Администрации президента. Но обратите внимание, сколько первых позиций. А для меня как человека из техники, очень важна личность генерального конструктора – человека, который может взять на себя ответственность за принятое им решение. Решение могут готовить другие люди, но если он принимает решение, он несет ответственность за это решение. Первое лицо обладает этими навыками, этими способностями. Мне кажется, что, учитывая все предшествующее, мы можем спокойно сегодня проголосовать за наделение Сергея Семеновича полномочиями московского мэра. [i][b]Не говорить, а делать[/b][/i] В итоге из 34 депутатов 32 проголосовали за президентского кандидата в мэры, 2 – против. – Спасибо за доверие,– поблагодарил Сергей Семенович думцев. – Масштабы стоящих перед нами задач огромны. Но тем интереснее будет их решать! И все-таки журналистов не оставляли сомнения – разве можно, поговорив с человеком лишь пару дней, быть уверенным в его дальнейшей многолетней работе? – Я знаю Сергея Семеновича с 1996 года, – сообщил [b]председатель Мосгордумы Владимир ПЛАТОНОВ[/b]. – Мы с ним вместе работали в комитете Совета Федерации РФ. Он профессионал высочайшего уровня, работавший и руководителем города, и в законодательной власти, и на федеральном уровне. Кроме того, он очень спокойный, выдержанный человек, который не спешит принимать решение. Видимо, именно за эти качества президент и выбрал его из прочих кандидатов в мэры. – Новый мэр привык не говорить, а делать, – заявил [b]руководитель фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в МГД Андрей МЕТЕЛЬСКИЙ[/b]. – Да и фракция не снимает с себя ответственности за его дальнейшую работу. Ведь все четыре кандидатуры предлагала президенту наша партия. А критика его правильной была, верный анализ. Он ведь и достижения наши признал. Уверен, что новый мэр Москвы не только сохранит достигнутые успехи в социальной сфере, но и придаст этой работе свежий импульс. А недостатки московской жизни мы и сами знаем, и от вас никогда их не скрывали. Да это даже хорошо, что новый мэр по-новому взглянул на наши проблемы. У него же взгляд пока незамыленый. Вот и будем вместе их решать. [b] Кстати[/b] [i]На днях на официальном сайте Мосгордумы появилась информация о том, что сообщения об изменении графика работы городских властей – попытка нарушить взаимодействие Мосгордумы и мэра. «Московская городская дума будет продолжать проводить заседания по средам, как это и предусмотрено действующим законодательством. При этом заседания Думы будут, как и прежде, разнесены во времени с заседаниями правительства Москвы (они традиционно проводятся по вторникам), – говорится в нем. – Появившиеся в ряде СМИ сообщения о том, что новый мэр Москвы распорядился проводить заседания городского правительства одновременно с заседаниями Мосгордумы с тем чтобы ограничить участие депутатов в работе правительства Москвы, не соответствуют действительности и являются попыткой нарушить взаимодействие законодательной и исполнительной властей города Москвы».[/i]

Подкасты