Украина смотрит российское кино
ФЕСТИВАЛЬНЫЕ фильмы можно сравнить с показами высокой моды. «Не все потом будут ходить в нарядах с подиума, но зато все будут знать, в какой стороне движение и авангард», – заметил Ежи Штур – актер, режиссер, сценарист, писатель и председатель жюри II Одесского международного кинофестиваля.Несмотря на юный возраст, кинофестиваль успел занять свое особенное и довольно заметное место в пестром кинематографическом пространстве. У него уже появились свои традиции, главная из которых та, что основу фестивальной программы составляют фильмы с концептуальным чувством юмора. Это не обязательно комедии, но смех или хотя бы улыбка зрителю гарантирована. В этом году фестиваль подрос, возмужал и пополнился новыми проектами, такими как Украинская лаборатория, сценарная мастерская «Интершколы», Кинорынок… Одесса, вдохновлявшая когда-то Сергея Эйзенштейна, Веру Холодную, Александра Довженко, Леонида Утесова, Киру Муратову и других культовых личностей, и сегодня притягивает к себе как магнитом людей искусства. О ней продолжают слагать песни, снимать фильмы, сочинять веселые истории. Логично, что особенное внимание фестиваль уделяет одесской тематике.Рубрику «Сделано в Одессе» открыл фильм «Раба любви», которую Никита Михалков снимал здесь 35 лет назад. Вспоминая это время, режиссер сказал: «Эта картина и этот город стали моим паспортом. Моим первым фильмом был «Свой среди чужих, чужой среди своих», а вторым – «Раба любви», и на этих двух крыльях я начал свой путь в кинематографе. Я желаю себе вернуться в этот город и снять еще одну картину».Поклонники старого доброго кино, которое на самом деле не стареет, собирались поздно вечером на Ланжероновском спуске и смотрели легендарные фильмы под открытым небом: «Любимую женщину механика Гаврилова», «Мы из джаза», «Дежавю».«Метрополис» – картину Фрица Ланга 1927 года, которой он навсегда вписал свое имя в учебники, показывали на Потемкинской лестнице.Как заметил член жюри, кинокритик из Германии Клаус Эдер, «сидеть на этой лестнице и смотреть фильмы – это настоящий рай». Зрителям посчастливилось увидеть отреставрированную версию, с эпизодами, найденными в архивах Буэнос-Айреса, в живом сопровождении симфонического оркестра Одесской Оперы.Днем позже небывалое количество людей собрали на Ланжероновском спуске черно-белые и раскрашенные вручную короткометражки начала прошлого века – «Шоу Жоржа Мельеса». Очень доброе, по-настоящему семейное кино, гармоничное сочетание картинки, декламации и аккомпанемента. Глядя на первые спецэффекты в истории кино, первооткрывателем которых был Мельес, нельзя было не согласиться с Эдгаром Морином: «Жорж Мельес положил в шляпу кинематограф, а извлек – кино».Приехавшие по такому случаю потомки великого кинематографиста перед началом сеанса рассказали об обширной географии своих турне, которая в этом году включает все континенты, кроме Австралии.Следующим аншлаговым событием на открытом воздухе был эксклюзивный живой сет украинской альтернативной рок-группы Esthetic Education, переплетенный с видеорядом фильма «Антенна» – виртуозной черно-белой трагикомедией в духе великих немых фильмов. Публика танцевала перед сценой и наслаждалась хорошей музыкой и хорошим кино.[b]Мэйд ин Раша[/b]Панорама нового российского кино – одна из рубрик фестиваля, стремящаяся стать традиционной, и в этом году наши фильмы заняли около трети всей программы. Фильмы очень разные и по тематике, и по жанру. «Громозека» Владимира Котта рассказывает зрителям о потерянном поколении 40-летних, с которыми жизнь обошлась слишком жестоко, даже если местами и вызывает смех, то – сквозь слезы. «Два дня» Авдотьи Смирновой – о людях примерно того же возраста, – напротив, вызывает самые светлые чувства и вселяет веру в то, что все не так безнадежно.«Гамлет XXI век» Юрия Кары – осовремененная и не бесспорная экранизация Шекспира, где вместо дуэлей на шпагах гонки, а вместо классических писем видеопослания, порой повергает в шок, но молодежь, не привыкшая к высокому изъяснению стихами, тем не менее досматривает фильм до конца. А «Пять невест» Карена Оганесяна вечные вопросы – желание женщин и мужчин встретить любовь и построить идеальные отношения – поднимает, напротив, с помощью легкого языка комедии.Особняком в российской программе стояла украинская премьера картины Сергея Соловьева «Анна Каренина». Удивительно красивый фильм о красивых людях и красивых отношениях, которые, увы, все стремительнее погружаются в прошлое, «перечитывает» текст Толстого и заново открывает на него глаза, однако не пересматривая ни одной строчки. А последние работы Олега Янковского и Александра Абдулова заставляют в восхищении снять с головы даже несуществующую шляпу.[b]Прямая речьДжон МАЛКОВИЧ: [/b]«Театр и кино – два абсолютно разных зверя, для обращения с которыми требуются особые навыки. Поскольку я занимаюсь и тем, и другим, то могу сравнить себя с музыкантом, играющим на двух инструментах». «Все профессиональные актеры опасны, если это не Смоктуновский. Профессиональный актер много лет делает с разным материалом одни и те же действия. Все люди артистичны, потому что притворяться и быть не собой – обычное дело в повседневной жизни. Может быть, и я вам сейчас вру!» «98% зрителей картины с открытым финалом не любят. Но фестивальное кино зачастую именно такое – оно создает проблему, но не дает решения. Зрителя будто приглашают к кинотворчеству, призывают мыслить и фантазировать». «Мы вместе с Евгением Мироновым вывели следующую формулу работы для актера. Хороший режиссер, хороший сценарий, интересная роль – бросай все и снимайся бесплатно. Плохой сценарий, плохой режиссер, сомнительная роль – иди, сделай это один раз, заработай денег, чтобы не умереть с голоду. Стыдный режиссер, стыдный сценарий, стыдная роль – не иди никогда, умри с голоду». «Чтобы создать хороший сценарий и хорошо работать, нужно влюбиться!»[b]Марк ТРЕВИС:[/b] «Об Украине мало знают, это серьезная проблема. Когда я сказал друзьям в Лос-Анджелесе, что еду в Одессу, они назвали Одессу в Техасе, потом маленькую Одессу в Бруклине, а потом решили, что это город в России. У Украины есть огромный потенциал, и вы должны рассказать о своей стране с помощью кино».[i]Один из самых необычных и имевших огромный успех фильмов, представленных на Одесском фестивале, – картина «Жизнь за один день». Полнометражный фильм снят пользователями Интернета; более трех сотен видеороликов собрал оскароносный режиссер из Шотландии Кевин Макдональд. 24 июля 2010 года режиссеры-профессионалы и любители во всем мире снимали на камеру самые разные моменты и загружали материал на YouTube.Авторы идеи фильма получили 80 тысяч видеозаписей, длительностью 4,5 тысячи часов. 95-минутный фильм «Жизнь за один день» смонтирован из 331 самого захватывающего ролика из 197 стран.[/i]