Поделить любовь поровну
Век живи, век учись: знаете ли вы, что такое «сиблинги», а вернее, кто такие «сиблинги»? Вот и я не знала, и мне в первый раз услышалось в этом слове нечто скандинавско-нордическое – «из области нибелунгов»… А все проще оказалось: «сиблинги» – это генетический термин, которым называются братья и сестры, потомки одних и тех же родителей, но не близнецы, вот как. И оказывается, что в современной генетике на тему сиблингов, в смысле и в плане проблем наследственности, написаны целые научные исследования и трактаты. Но мы сейчас коснемся только одной стороны, только одного аспекта этой темы – и не в научно-отвлеченном, а в самом что ни на есть земном, прикладном смысле. [b]Родитель + ребенок + ребенок[/b] Представьте себе семью: мама плюс папа (хотя папа иногда как раз «в минусе» бывает, к сожалению). И двое детей. Хотя их может быть и больше – трое, к примеру. Брат и сестра. Или мальчики, или девочки – не имеет значения. Имеет значение, что у одного ребенка все нормально, а другой – «проблемный». «Сложный», «особенный». Инвалид. Почему так случилось – отдельный разговор: трудные роды, осложнения во время беременности или другие причины-факторы могут быть, но факт остается – один ребенок здоровый, у другого, например, ДЦП. И все внимание, и время, и все заботы и хлопоты отданы ему, больному. Весь мир крутится, все сосредоточено вокруг него, он – центр этой маленькой семейной вселенной. Особое питание и особый режим и разные медицинские процедуры, врачи, больницы и санатории; и упражнения, и массаж, и еще много чего прочего, что занимает все дни, все время, всю жизнь… А что же тот, другой? Что остается на его долю? Что в его детской душе – чувство вины перед тем, беззащитным, слабым и обделенным? Да, и очень часто. Но ведь может быть и наоборот – обида и зависть к тому, с которым все «носятся», и ощущение собственной обделенности и покинутости. Достанет ли мудрости у близких поделить любовь поровну? Но как это сделать, если элементарно сил человеческих не хватает и времени?! В основном у мамы, конечно. Ведь выходит, отдаешь одному – отнимаешь у другого. И не разорвать свое сердце, свою душу на половинки не получается, просто физически невозможно иначе! Или возможно все-таки? Потому и говорят, постоянно говорят об этом специалисты: в процессе реабилитации инвалидов необходим комплексный, целостный подход, необходима реабилитация близких, работа с родными, внимание к семье, важнее важного помочь не только ему, конкретному инвалиду, но и всем, кто его окружает. И не просто, конечно, «говорят», но и дело делают – и среди разных событий минувшего лета было одно, про которое надо сказать отдельно и особо. Потому что раньше такого просто не было, потому что впервые придумали и опробовали такой проект, такую модель семейного отдыха и реабилитации для родителей с детьми – именно и конкретно в тех семьях, где один ребенок здоровый, а другой – инвалид. Придумали, организовали и провели этот лагерь, как и многие другие социальные проекты, наши добрые знакомые, мы про них не раз уже писали на страницах «РСР» – сотрудники Благотворительного фонда социальной поддержки граждан «Соинтеграция» в содружестве с Некоммерческим партнерством – Благотворительным центром поддержки лечебной педагогики и социальной терапии «Рафаил» и Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. С руководителем «Соинтеграции» Ольгой Михайловой мы знакомы уже много лет, часто встречаемся, и каждый раз я знаю, что если она зовет «пообщаться», то будет ново, интересно, необычно, современно. И очень важно для людей. В общем, такой она для меня ньюсмейкер, не побоюсь этого умного слова, да разве только для меня одной? – Сегодня многие государственные и общественные учреждения занимаются организацией отдыха и оздоровления детей-инвалидов, – говорит Ольга Викторовна. – Но, как правило, такие программы проходят в формате «родитель + ребенок», оставляя без внимания то, что во многих таких семьях наряду с детьми с ограниченными возможностями здоровья есть и здоровые дети. В результате семья сталкивается с дополнительными трудностями: возрастает психоэмоциональное напряжение, нет полноценного общения между всеми ее членами, здоровый ребенок испытывает настоящий стресс, вызванный разлукой с одним из родителей, – как правило, с мамой. Как следствие складывается настоящий порочный круг: чем больше семья стремится «вытащить» одного ребенка, тем больше «теряет» другого или других… И вот этим летом мы начали летние реабилитационные смены – «Программу организации семейного отдыха и проведение мероприятий по социокультурной реабилитации для инвалидов с нарушениями интеллектуального и сенсомоторного развития в каникулярное время». Идея проекта принадлежит Фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Усилиями фонда «Соинтеграция» была разработана программа мероприятий. Заключен договор с арт-отелем «Пушкино» – это под Москвой, недалеко от Пироговского водохранилища, – на размещение семей, имеющих детейинвалидов и здоровых братьев и сестер в возрасте до 18 лет. Отбор семей производился из числа участников проекта «Вместе мы сможем больше (развитие механизмов социального партнерства в организации помощи на добровольной основе детям-инвалидам и членам их семей)». Всего было проведено 4 реабилитационные смены по 8 семей – всего 101 человек, из которых 32 – взрослые и 69 – дети. Смена длилась с воскресенья по пятницу. Каждая семья размещалась в отдельном номере. Семьи, имеющие детей, использующих специальные кресла-коляски, были поселены в номера на первом этаже, оборудованные специальными техническими средствами реабилитации… [b]«Это лучшее, что есть…»[/b] И все состоялось, и все сложилось и «срослось», как говорят сейчас в народе. У меня в руках – пачка родительских анкет-отзывов, которые по просьбе организаторов были заполнены участниками лагеря по его окончании. Имена и фамилии опускаю по понятной причине, но не могу не процитировать, не привести мнения людей: [i]«…Это лучшее, что есть на сегодня для семей с проблемами здоровья детей: уютный отель с бассейном (!), домашнее питание, доброжелательный персонал, занятия с психологом, экскурсии, различные детские занимательные программы. А еще прекрасная экология, небольшое количество семей и безопасное пребывание – можно было спокойно оставить детей с утра до вечера и обежать в Москве врачей – наконец-то!!! Сдать необходимые анализы, на что никогда нет ни сил, ни времени… Дважды удалось выбраться в Москву, благо рядом!!! …Мы рады, что наше предложение в ноябре 2010 года на встрече с руководством фонда «Соинтеграция» с общественными организациями мам-инвалидов было услышано и РЕАЛИЗОВАНО! Всем спасибо, это большая поддержка семьям…»[/i] А вот еще мнения: [i]«Спасибо за отличный отдых! Отличная гостиница, очень хорошие номера, хорошо организованные экскурсии. И особая благодарность нашему водителю, за его терпение и прекрасное обслуживание…» «Спасибо большое организаторам за приятный отдых, сама идея отдыха и больных, и здоровых детей очень удачная, хоть на короткое время нам удалось побыть всем вместе без бытовых хлопот, в Москве этого не получается, мои мальчики очень сблизились… Отелю отдельное спасибо, все здорово!»[/i] А вот пожелания:[i] «Хотелось бы, чтобы нам давали распечатки мест и достопримечательностей со схемой, где мы могли бы потом побывать самостоятельно. Было бы замечательно, если бы программа развивалась и дальше...»[/i] И такие: [i]«Хотелось бы, чтобы в меню было больше детских молочных продуктов, фруктов, овощей и соков…» «Хотелось бы еще экскурсий, например в Переславль-Залесский…»[/i] И практически единодушное: чтобы программа не остановилась, чтобы развивалась дальше! Не называем фамилий, не приводим адресов – но я же сама знаю, лично знаю многих таких людей, многие семьи, многих мам, у которых жизнь разорвана пополам, и рвутся и мечутся они между здоровым и больным, и приходят в отчаяние оттого, что в самом деле, как говорит Михайлова, «вытаскивая одного, теряют другого». Есть выход. Потому что проект будет обязательно продолжен. А кроме него – столько еще сегодня «пилотов» у фонда, что в одной статье не рассказать, а еще ведь и старые программы продолжаются: интеграционные консультанты, и волонтерские, и общественная инспекция, и трудоустройство молодых инвалидов, и многое другое. Так что надолго я с Ольгой Викторовной не прощаюсь и совершенно уверена, что не пройдет и месяца, как мне позвонят из Текстильщиков и позовут «пообщаться»… И значит, будет новая встреча, и разговор, и снова будет интересно, необычно, ново – и очень важно, необходимо для людей. [b]Справка «ВМ»[/b] [i]О «Программе организации семейного отдыха и проведения мероприятий по социокультурной реабилитации для инвалидов с нарушениями интеллектуального и сенсомоторного развития в каникулярное время». …Программа отдыха была сформирована исходя из особенностей и проблем семей данной категории и включала в себя экскурсии в Троице-Сергиеву лавру, музей-усадьбу «Мураново» и «Жостово», занятия игро- и арт-терапией, раусные программы и мастер-классы по коллажной живописи и многое другое. Доставка до места экскурсий осуществлялась на автобусе, оборудованном специальным техническим средством для перевозки инвалидов, использующих кресла-коляски. Одним из важных пунктов программы проведения смены были групповые занятия – тренинги с психологом. В ходе занятий был применен инновационный подход к проблеме: наряду с психологической поддержкой родителей и ребенка с инвалидностью была проведена работа со здоровыми детьми, направленная на улучшение коммуникабельности, а также на формирование у данной категории адекватной самооценки, что в итоге способствует их наилучшей адаптации и интеграции в социум.[/i] [b]Справка «ВМ»[/b] [i]Одним из средств реабилитации для отдыхающих групп стали занятия коллажной живописью. Эта техника находится на грани коллажа и живописи и может имитировать работу маслом, акварелью или пастелью. Метод коллажной живописи имеет ряд ценных свойств для инвалидов всех категорий, в том числе с ДЦП. Она обладает арт-терапевтическим эффектом: ребенок, который складывает картинку как пазл, работает с мелкими деталями, и это тактильно-сенсорное воздействие на нервные окончания пальцев стимулирует работу значимых для развития речи зон головного мозга. Задачи, решаемые коллажной живописью, – выработка усидчивости, приучение к терпению и уравновешенности, особенно для инвалидов определенной категории. Ведь при работе происходит зондаж внутреннего состояния, выплескивание своих глубоко спрятанных эмоций. Картины могут служить диагностическим материалом для разработки программ дальнейшей реабилитации и средством для решения психологических проблем.[/i] [b]Справка «ВМ»[/b] [i]Благотворительный фонд «Соинтеграция» является некоммерческой организацией и создан в целях реализации проектов и программ, направленных на социальную поддержку и реабилитацию инвалидов и других лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации (малообеспеченных, безработных, бездомных, беженцев и т. п.), которые в силу своих физических и интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств неспособны в полной мере самостоятельно реализовывать свои права и законные интересы. На данный момент фондом реализуются следующие проекты: «Создание и апробация экспериментальной модели службы персональных помощников для детей-инвалидов и лиц, впервые признанных инвалидами, с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности»; «Создание общественной инспекции по делам инвалидов в городе Москве»; «Создание и апробация экспериментальных моделей службы содействия трудоустройству молодых инвалидов в городе Москве и персональных помощников для детей-инвалидов и лиц, впервые признанных инвалидами, с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности»; «Вместе мы сможем больше» (Развитие механизмов социального партнерства в организации помощи на добровольной основе детям-инвалидам и членам их семей).[/i] [b]119415, Москва, ул. Удальцова, д., 11 оф. 116, тел. 8-495-935-00-08.[/b] [b][i]cointegration2010@gmail.com www.moscow-cointegration.ru[/i][/b]