Шесть признаков школьного буллинга, которые опасно игнорировать
Школьный буллинг — это системная агрессия и травля по подозрению к ребенку со стороны группы более «высокостатусных» сверстников. Многие родители и учителя повторяют оградить детей от издевательств, понимая, что они опасны не только для тех, кого травят, но и для самих нападающих и невольных соучастников. Об этом в беседе с «Вечерней Москвой» рассказала педагог-психолог школы 1505 « Преображенская » Ольга Смирнова.
Критерии буллинга
По ее мнению, стали все более решать: проблема буллинга необходима и многосторонне, включая в работу не только школьных агрессоров и их жертв, но и сверстников-наблюдателей, педагогов и родителей.
— В жизни школьного класса есть моменты, связанные с неустойчивостью, переходом состояниями системы отношений, что повышает вероятность возникновения буллинга (например, начало школьного обучения; переход в среднюю школу; появление новых учеников в классе; переход с дистанционной формы на стадию обучения и так далее). ). Предполагают наличие расхождений у родителей, и они придерживаются в учении того, что такое буллинг и как бороться с ним. повсеместно отождествляются буллинг, конфликт и жестокость, — пояснила Смирнова.
Ключевые критерии буллинга: намеренность, регулярность агрессии, групповой характер, неравенство силы или власти.
В плане планирования с буллингом родители часто ожидают от школы его немедленного перехода к переходу школьного запрета на детей, отмеченного педагогом-психологом.
— Однако причины возникновения травли системны, поэтому простой запрет со стороны взрослых может даже усугубить ситуацию. Для обсуждения с буллингом необходимо наладить коммуникацию учеников класса, школы, сплачивать их, вовлекать совместными, интересовать детей делами, повышать стандарты корректного, уважительного общения и не принимать травли стороны со стороны учителя, — собрала эксперт.
Как может быть буллинг:
— социальный (бойкот, создание и распространение слухов, отвержение, клевета, раскрытие секретов);
— физический (толкание, драки, подножки, смешанное избиение, необычное тактильное взаимодействие, вандализм, выбросы);
- психологические (открытые и обнаруженные проявления, преследование, неприятные сообщения по телефону, электронной почте и в соцсетях, опасные жесты, манипуляция);
— вербальный (критика, оскорбления, насмешки, сквернословие, высказывания по поводу нетрадиционной ориентации, расистские и экстремистские замечания, непристойные заметки или онлайн-посты);
— кибербуллинг (сайбермоббинг) — травля в окружении пространства, в частности в социальных сетях. Этот метод позволяет оставаться нерассекреченным и дает возможность распространять информацию среди групп людей. Расширение средств, таких как возможность свободной видеосъемки и аудиозаписи детей друг друга, активное использование интернета и использование сетей для защиты от преступности.
Общие гендерные типичные различия в типах издевательств, как и в агрессии в целом. Физический тип частого отклонения мальчика, вербальный, косвенный тип — девочка.
Агрессоры, свидетели и жертвы: кто они
По словам педагога, издевательства, как правило, скрываются от взрослых — родителей и учителей. Даже когда это замечают, довольно трудно такое прекратить из-за того, что подвергающиеся изгнанию ученики не жалуются, а сверстники, одноклассники не получают информации.
— Из 100 процентов случаев буллинга у родителей известно об этом лишь в 15 процентах случаев, тогда как дети являются свидетелями в 85 процентах случаев. Став жертвой кибербуллинга, часто встречающейся в безвыходном положении, не может быть самостоятельной локализации с площадью. При этом он не рассказывает о некоторых взрослых из-за опасений лишиться доступа к интернет-пространству и упреков, недовольства со стороны взрослых, — объяснила Смирнова.
Исследования описывают детей, которые издеваются, как довольно общительных и социально уверенных, доминирующих, влиятельных в группе сверстников, проявляющих мало беспокойства или чувства вины. Примечательно, что они также склонны рассматривать агрессию как приемлемый и реалистичный способ выражения своей социальной позиции, часто воспринимая ее как подкрепленную отношением своей семьи, рассказала эксперт.
— С другой стороны, ученики, над которыми издеваются, во многих отношениях имеют противоположные характеристики: неуверенность в общении со сверстниками в целом, беспокойство в социальных взаимодействиях, им не хватает навыков самоутверждения и обращения с агрессивными реакциями. Дети, которых систематически обижают, преследуют и игнорируют, испытывают много сложностей с физическим и психическим здоровьем, благополучием и учебной успеваемостью. Зачастую они представляют мир полным опасностей, а себя — как человека, неспособного повлиять на происходящее, — отметила педагог.
Кроме того, есть еще одна категория учеников — свидетели буллинга, которые либо всеми силами стараются не быть вовлеченными в подобные отношения (игнорируют, отрицают, дистанцируются от участников буллинга), либо занимают активную позицию (поддерживают преследователя или жертву буллинга).
Шесть признаков того, что ребенок подвергается буллингу
1. Изменение привычного общения. Могут появиться замкнутость, страх перед школой, отсутствие друзей, злость на все и всех; отстраненность от общих мероприятий, нахождение в одиночестве; отстраненность от доверительных разговоров с родителями; нежелание говорить о школе вообще либо критические, агрессивные высказывания об одноклассниках.
2. Нарушение поведения в школе. Например, частые пропуски уроков; резкое ухудшение или, наоборот, улучшение успеваемости; отсутствие желания ходить в школу, внезапное падение интереса к учебе и другое; избегание нахождения рядом с одноклассниками.
3. Необъяснимые перемены настроения. Наблюдается подавленное настроение, слезы, иногда повышается агрессивность, возбудимость; ребенок чувствует себя несчастным и никчемным.
4. Резкие изменения во внешности (в стиле одежды, опрятности; экспериментирование с цветом и длиной волос, отказ от ярких нарядов).
5. Неустойчивая или заниженная самооценка: ребенок недоволен собой, считает себя хуже других, никчемным и бестолковым.
6. Проблемы со здоровьем. Могут наблюдаться следы физического насилия, симптомы тревожных и депрессивных расстройств, апатия, головные боли и энурез; заболевания опорно-двигательного аппарата; отказ от еды; нарушение или повышение аппетита (резкое изменение пищевого поведения); нарушение сна (трудности с засыпанием, не может проснуться; кошмарные сновидения и так далее); самоповреждающее поведение, попытки суицида, причем с суицидальными мыслями и намерениями более тесно связана косвенная (исключение из сообщества, распространение слухов и прочее), чем прямая, физическая или словесная травля.
Признаки поведения, указывающие на то, что ребенок принимает участие в травле: передача унижающих сообщений, частое выражение пренебрежения к однокласснику, злобные шутки в адрес какого-то конкретного ребенка.
— Отсроченные последствия буллинга и кибербуллинга исследования недостаточно. В исследованиях проблемы стойкости детей к отрицательному воздействию травматического опыта зарубежные и отечественные авторы замечают, что в травматической ситуации дети, несмотря на их выявленную зависимостьпом беспомощность, от взрослых и недостаточности жизненного опыта, часто проявляют стойкость и мужество, проявляют зависимость — Смирнова.