Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Как правильно экономить на бедных

Общество
Как правильно экономить на бедных
Задачи сокращения бедности и ее ликвидации — разные. Европа идет по второму пути, Америка по первому.

В США около 45 млн человек живут за чертой бедности (15 процентов населения). Если бы не разные социальные программы (включая продуктовые талоны, социальные выплаты), уровень бедности был бы 18 процентов, а среди пожилых — 52. Из европейских стран можно выделить прежде всего Францию, которая решила в целом задачу 100-процентного обеспечения гарантированного дохода.

Соседние Италия и Испания даже близко к этому не приблизились. А постсоциалистические страны пока еще слишком бедны даже для «адресных социальных программ».

Главное условие адресности — проверка всех источников дохода и оценка возможностей семьи. У нас, скажем, сам факт наличия низкого официального заработка делает семью претендентом на социальную помощь. А вот в США еще в 1968 году Верховным судом было принято «правило мужчины в доме». Факт его наличия (даже если он, к примеру, просто сожитель) становится причиной отказа в помощи.

Скорее всего, такой мужчина занят в теневой экономике.

Учет всех возможных доходов — задача социальных работников. Они должны смотреть, что есть в доме, какая техника, какие транспортные средства, во что люди одеты и т.д. Такая система оценки работает в той же Франции, включая внезапные проверки. У нас пока с учетом всех теневых доходов проблемы.

В годы правления Маргарет Тэтчер в Великобритании правительство резко сократило объем денежной социальной помощи нуждающимся, однако одновременно повысилась ее адресность. При ней доля денежных социальных перечислений в доходах британцев после уплаты налогов снизилась с 17 до 13%, а вот коэффициент концентрации социальных выплат вырос. А, скажем, в Чили почти половина всех социальных выплат идет самым нищим (10 процентов населения).

Тогда как в Великобритании 80 процентов социальных выплат получат 30 процентов населения. В Польше этим 30 процентам достается меньше — 60 процентов (то есть 40 процентов помощи достается тем, кто не является бедным), а в Болгарии — 40 процентов. У нас, видимо, ситуация еще хуже.

Важно не только оценить реальные доходы, но и установить, есть ли потенциальная возможность заработков.

К примеру, в доме нет мужчины, есть мать-одиночка, плюс престарелые родители, плюс инвалид и т.д. Чем больше обременяющих факторов, тем больше оснований на получение помощи. В той же Польше для получения социальной помощи нужно присутствие хотя бы одного из 11 подобных условий, в дополнение к низкому доходу (включая теневой), чтобы претендовать на помощь. Почти во всех восточно-европейских странах закреплено в законе, что претенденты на получение социальной помощи должны быть неспособны к увеличению своих доходов в силу их возраста или по состоянию здоровья или иных условий.

Также во многих странах стараются уйти от денежных выплат и предоставлять социальную помощь в натуральной форме — в виде продовольственных талонов, лекарств, помощи в воспитании детей, компенсации платы за дошкольные учреждения (минуя родителей), оплаты коммунальных услуг, квартплаты. Это тоже эффективное средство отсева — эти деньги не пропить и не прогулять.

Все подобные меры по повышению эффективности оценки степени нуждаемости семей требуют прежде всего эффективной службы социальной защиты, повышения квалификации ее работников, налаживания сотрудничества с благотворительными и волонтерскими НКО. И тут кроется определенный парадокс: чтобы сэкономить на бедных — повысить адресность социальной защиты, придется для начала вложиться в саму социальную службу и ее сотрудников. Но об этом Силуанов, впрочем, умолчал.

ДРУГИЕ МНЕНИЯ

Каждому — по потребности

Колонка главы столичного Департамента труда и социальной защиты Владимира Петросяна

В Москве уже несколько лет все льготы носят адресный характер. Дело в том, что каждый человек и его жизненная ситуация — индивидуальны (далее…).

Другие страны нам завидовали. Недолго

Колонка обозревателя «Вечерней Москвы» Сергея Лескова

Несмотря на ностальгию по советским временам, трудящиеся в СССР как сыр в масле не катались, но социальные гарантии повышались и долго оставались предметом зависти граждан в странах капитала (далее…).

Распределять льготы честно

Колонка доктора экономических наук Вячеслава Бобкова

Предложение Силуанова более чем логично. Дело в том, что у нас в стране есть масса людей, имеющих льготы, хотя они в них, в общем-то, и не нуждаются (далее…).

Несправедливость может вырасти

Колонка заведующего Центром анализа соцпрограмм Института социальной политики Сергея Смирнова

С одной стороны, министр предлагает совершенно правильную вещь. Не все льготники, получающие помощь государства, в ней реально нуждаются (далее…).

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.