Большая деревня, и все хаты — с краю
Вот есть они, и… И больше никого нет. Поднимаюсь, торопясь на работу, по эскалатору, путь преграждает мужчина с сонной физиономией. Елки-палки, в метро постоянно повторяют формулу «стойте справа, проходите слева», но мужик то ли глухой, то ли тупой.
Или едешь в МЦК, а там кто-то говорит по телефону.
— Ну да, в морозилке котлеты. Справа там посмотри, справа. Хорошие котлеты, я в фарш лучку свежего положила, — орет в трубку деревенского вида тетенька. А весь вагон слушает! Раньше я не верил, что Москва — большая деревня. Был уверен, что презрительную формулировку придумали завистливые провинциалы. Но… Черт возьми — так и есть. Москва — большая деревня. Мой сосед — в возрасте под полтинник — выходит выбрасывать мусор в трусах.
Я даже по собственной квартире в трусах не хожу, стыдно перед семьей, а он — по лестничной площадке. Не стыдно.
Нормальный вроде человек, коренной москвич, работает, не алкаш. Но сознание — совершенно не столичное. И, главное, он не понимает, что на него просто неприятно смотреть.
Одна из моих соседок держит дома трех собак. Иногда, не в силах дотерпеть до улицы, они писают в лифте.
Я несколько раз пенял этой любительнице животных, но она, похоже, просто не понимает, а в чем, собственно, проблема. Ну вот собачка написала, и что? Не у вас же дома! И загаженный собаками по щиколотку двор — это тоже вроде как нормально. А если вам не нравится, что двор превратился в туалет, — что ж, это ваша проблема.
Повторю, миллионы жителей Москвы не понимают главного принципа общежития в большом городе: живи сам и не мешай другим. Иначе город превратится в ад, где жить невозможно. Но люди, блюдя собственный комфорт, просто не задумываются о правах других. Идешь, торопясь, по подземному переходу — проход преграждают две объемные, в шубах, дамы. Идут под ручку, не спеша беседуя. Обогнать их невозможно — мешает поток идущих навстречу. Отодвигаешь одну — обижаются: ну что вы толкаетесь?! Да я не толкаюсь, просто пройти пытаюсь. Вы же не понимаете, что проход перекрыли. Парковка во втором ряду, пакет с мусором в лифте, курение в подъезде — примеров тупого эгоизма каждый день можно наблюдать десятки. Мы создаем ад для других, а другие столь же любезно создают его для нас. И это будет продолжаться до тех пор, пока мы не научимся хотя бы на миг становиться на позицию другого. А каково ему видеть и обонять твой мусор в подъезде? Зажигает ли его твоя музыка из открытых окон машины? Давайте учиться задавать себе эти простые вопросы. Тогда не придется вызывать в два часа ночи полицию, потому что у соседа день рождения.
ЕЩЕ МНЕНИЯ
Инстинкт разрушения
Колонка старшего научного сотрудника института психологии РАН Ольги Маховской
Основных инстинктов населения большого города — два. Первый — все сровнять с землей, по-ленински разрушить до основания, второй — сойтись на самой большой площади и обняться (далее…).
Пора учиться быть коллективистами
Колонка ведущего научного сотрудник института социологии РАН Игоря Кузнецова
Повышенная конфликтность — особенность практически любого мегаполиса. В относительно небольшом городе и тем более деревне есть неписаные, но очень жесткие правила поведения. И ты будешь их соблюдать. Потому что и тебя все знают, и ты всех знаешь. Уровень социального контроля очень высокий (далее…).
Купите парковку — спокойнее будете
Колонка лидера московского отделения Федерации автовладельцев России Андрея Орла
Я бы выделил три ситуации, в которых конфликты возникают чаще всего. Самая распространенная ситуация — это, конечно, пробка. В Москве, к сожалению, до сих пор принято объезжать пробки по тротуарам (далее…).
Не стесняйтесь просить расписку
Колонка руководителя ассоциации профсоюзов правоохранительных органов Алексея Лобарева
По статистике москвичи чаще всего ссорятся из-за денег. Лучшие друзья становятся врагами. Разрушаются отношения у родственников. И причина тому — долги (далее…).