Главное
Истории
Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Легенды про Грибы

Легенды про Грибы

Вячеслав Добрынин

Вячеслав Добрынин

Как повилась авоська?

Как повилась авоська?

SHAMAN объявил о разводе с супругой Еленой Мартыновой

SHAMAN объявил о разводе с супругой Еленой Мартыновой

Как успокаивали нервы на Руси

Как успокаивали нервы на Руси

Дом писателей

Дом писателей

Наша помощь усопшим родным

Общество
Троицкая родительская суббота. Особый день молитвы за почивших родных, близких, знакомых. Известно, что усопшим помогают молитвы, а также дела милосердия, которые совершаются ради их спасения. Но каким образом усилия живых могут помочь тем, кто давно или недавно перешел в иной, неведомый для нас мир?

Это становится понятным, когда читаешь апостольские слова о том, что Церковь — это единый организм, единое Тело (ср. Еф. 1: 22–23). Если, например, у человека болит голова, то он принимает таблетку, которая попадает в желудок, а болеть перестает голова. Поскольку в человеческом организме все взаимосвязано, состояние каждого отдельного его члена влияет на общее самочувствие. Так и в Церкви: если христианин стремится к духовному совершенству, это изменяет к лучшему всю Церковь, сказывается на всех ее членах: как живых, так и усопших. По мысли преподобного Серафима Саровского, стяжание благодати Святого Духа одним праведником ведет к спасению тысячи людей.

В «Записках» игумена Феодосия из Свято-Троицкого Лютикова монастыря Калужской области есть примечательное воспоминание. Он пишет о своей бабушке, которая, живя в миру и заботясь, как любая хозяйка, о своей семье, была необыкновенно набожна, молитвенна и милосердна: помогала больным, бедным, одиноким состарившимся людям. Пройти в непогоду 20 верст по бездорожью ради того, чтобы прибраться в избе, вымыть и накормить беспомощного больного, дать ему лекарство — это было для нее обычным делом.

В его юности благочестивая бабушка умерла. Сам он в это время был в отъезде, но в день ее смерти ему приснился новый дом — вместительный, удобный и очень красивый. Откуда-то он знал, что этот дом бабушкин, и она его построила. Он ходил по его хоромам в полном восхищении, любовался их красотой, и вдруг заметил, что одна доска в крыше не прибита. Безобразно это выглядело: и небо через дыру видно, и дождем все в любой момент залить может. Он спросил бабушку: «Как же так, такой красивый дом, а одна доска портит все дело, — надо бы ее прибить». А бабушка ему ответила: «Я, внучек, уже ничего больше не могу сама сделать. Теперь тебе предстоит прибить эту доску. И прошу тебя, займись этим».

Наша помощь усопшим родным Фото: patriarchia.ru

Так она словно напомнила внуку, о чем всегда просила его и при своей жизни: непрестанно молиться о ней, поминать ее как на церковных службах, так и в домашней келейной молитве.

И мы можем толковать для себя эту историю как напоминание о необходимости постоянно молиться за наших усопших родных. Ведь после смерти человек уже не в силах улучшить свое духовное состояние, но это могут сделать для него другие люди.

Но такая помощь идет усопшему во благо, когда он сам хотел быть с Богом еще при жизни. И первым показателем этого желания является вступление в Церковь Христову и пребывание в живой связи с ней через Крещение, Покаяние, Причащение и другие таинства. Митрополит Вениамин (Федченков), в согласии с православным учением, предупреждал: «Не всем умершим бывают полезны молитвы за них живущих на земле, и не за всех можно молиться. Тот, кто отвергается здесь Святой Церкви, тот лишает себя и в будущей жизни ее ходатайства и молитвы».

Также у нас нет уверенности в том, что наши молитвы за усопшего достигнут цели, когда вся его жизнь без остатка была подчинена запросам себялюбия. Про таких людей митрополит Вениамин с сожалением писал, что «грехи и страсти всецело подавляют в них всякое добро», и они «неспособны бывают воспринимать постороннюю добрую помощь». То есть человек, ни разу не поступившийся своими интересами ради другого, не сделавший в своей жизни никому добра, становится неспособным принимать его от других. В подобном случае даже «Церковь ничем не может помочь ему и запрещает за него молиться». Таким неспособным получить помощь оказался богач из притчи Христа о богаче и Лазаре (см. Лк. 16: 20–31).

При этом не стоит быть ригористами, полагая, что одно покаяние без добрых дел не спасает человека. Ведь, обратившись к Богу перед смертью, многие уже могут принести «плоды покаяния» — добрые дела. Но задумаемся: какие «плоды покаяния» принес благоразумный разбойник? Мы их как будто и не видим. Однако он первым, вместе с Христом вошел в рай. По объяснению Оптинского старца преподобного Амвросия, разбойник не только осознал свою вину и признал Христа Богом, «но разбойнику этому пришлось потерпеть, кроме крестных страданий, и то, что пришли и перебили ему голени, и он на одних руках висел три часа в ужасном томлении и мучении». Терпение страданий без ропота на Бога засвидетельствовало его веру и надежду на исполнение слов Христа. Такие же две лепты может принести Господу и человек, который понимает, что скоро умрет и никаких «плодов покаяния» уже не принесет, но он не поддается отчаянию и ропоту, а призывает священника для исповеди, желая засвидетельствовать свою веру и надежду на милость Христа Бога.

Мы не можем согласиться с католиками, что после смерти люди, которые покаялись, но не принесли плодов покаяния, попадают в чистилище, где претерпевают временные муки, чтобы принести удовлетворение Богу и только потом уже попасть в рай по молитвам верующих, за индульгенции и прочее. Мы молимся за души наших усопших не для того, чтобы компенсировать их неправедные поступки, сделанные при жизни. Мы относимся к Богу как к Отцу и обращаемся к Нему в молитве и покаянии, чтобы не прерывать связь с Ним, чтобы в общении с Богом были и наши почившие родственники, чтобы им не оказаться в числе тех, кому Господь скажет на Страшном Суде: «Не знаю вас» (Мф. 25: 12).

В Синаксаре описан случай из жития преподобного Макария, который в пустыне нашел череп язычника. Святой спросил у него: «Ощущают ли пребывающие в аду когда-нибудь облегчение?» — и услышал в ответ: «Многое облегчение имеют они, когда ты, отче, за усопших молишься».

«Ибо Макарий Великий, — добавляется в Синаксаре, — творил сие и Богу молился, ища узнать, бывает ли отсюда какая польза усопшим». Итак, польза бывает. Молитвы живых, молитвы Церкви облегчают вечную участь умерших. Молитвенной помощи надо обязательно просить у святых и себе, и усопшим родственникам. Но нельзя перелагать на других все труды, надо почувствовать свою ответственность и потрудиться ради своих родных.

Даже если мы не умеем молиться, как святые, даже если сами грешим, все равно мы можем просить Господа о милости к своей почившей родне. Бог слышит всех: и святых, и нас, грешников. А чтобы наши молитвы были действеннее перед Господом, мы можем трудиться над собой, очищать себя покаянием, исправляться, творить добрые дела ради наших близких, ушедших в вечность. Пока мы живы, от нас многое зависит не только в нашей земной жизни, но и в вечных судьбах родных и дорогих нам людей.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.