Подготовка к Причастию: традиция и новшества
Подготовку к приобщению Святых Христовых Тайн составляют покаянный настрой, размышление о своих грехах, исповедь, пост, чтение канонов, акафиста и особых молитв — последования к Святому Причастию. В этих молитвословиях в концентрированном виде выражена суть, на что надо обратить внимание при подготовке, как почувствовать искреннее сокрушение о своих грехах, исправляться, очищать свою душу и двигаться к Господу.
Смысл говения состоит в том, чтобы человек как можно дольше оставался таким же, каков он в это время: обращенным к Богу, сосредоточенным на духовной жизни, внимательным к своим словам, поступкам, движению мыслей. Готовясь принять Тело и Кровь Спасителя, он следит, чтобы ненароком кого-то не обидеть, не оскорбить, старается не завидовать, не осуждать, преодолевать свои лень и зависимость от земного комфорта. Поскольку редко кому удается постоянно сохранять такой настрой, то, по крайней мере, надо в отдельные дни совершать этот духовный труд. Время Великого поста особо благоприятный период, когда это можно сделать. И здесь подготовка к Причастию важна, чтобы немного приподняться человеку над суетой его повседневной жизни, узреть неправду в себе и очистить свою душу.
Всякий раз, когда мы хотим причаститься, готовиться необходимо, и желание человека необоснованно сделать послабление говорит о его духовной немощи. Есть болезни телесные, когда человек ограничивает себя в пище еще больше, чем предписано уставом поста, а то и на всю жизнь исключает из своего рациона те или иные продукты, ранее про которые говорил, что без них жить не может. Так, например, при заболевании почек, когда они не могут выводить мочевую кислоту, человек отказывается от мяса, а если повышен сахар в крови, то напрочь забывает про тортики и пирожные. Да, это касается тела, и мы готовы пойти на любые ограничения, чтобы только не болеть.
Мы свое тело любим и готовы на все, чтобы оно было здоровым. А почему мы не любим так свою душу и не желаем потерпеть немного ради ее оздоровления? Почему при болезни тела прописанный врачом режим мы стараемся выполнять, а рекомендации по лечению души нас тяготят и мы стараемся их обойти?
Когда святые подвижники Макарий Коринфский и Никодим Святогорец начали писать про частое Причастие, им возразили: не можем часто причащаться потому, что невозможно часто готовиться, ведь тогда времени не будет на расслабление. Они ответили: не надо расслабляться, надо всегда жить в таком ритме, как подготовка к Причастию. Если мы всегда будем собраны, бодры духом, молитвенно настроены, то сможем причащаться часто.
Не все могут себе это позволить, поэтому надо находить некий баланс, постараться перед Причастием быть внимательным к своей душе, отказаться от развлечений, вечером быть на всенощном бдении, потому что перед Причастием надо пройти полный круг богослужения, который начинается с вечера. Допустимо заранее прочесть часть молитв, если тяжело все читать сразу. В духовной жизни Господь придает особое значение верности «в малом» (Мф. 25:21).
Если уж положено подготовиться, помолиться, подумать о своей жизни, о ее исправлении, то надо этим заняться. Лучше найти силы на добросовестную подготовку, чем искать лазейки: как потратить на нее меньше времени, сделать ее возможно необременительной и успеть расслабиться. Возьмите спортсмена, сколько он готовится к выступлению, сколько проводит тренировок, какие жесткие предписания по диете он выполняет? Он этому следует, чтобы успешно выступить. А мы, христиане, говорим, что поститься нам тяжело. Спортсмен любит свое дело и готов нести ради него любые ограничения. Христианин же должен любить Христа и с любовью совершать свой подвиг.
Думаю, что всячески надо сохранять практику тщательной подготовки к таинству соединения с Христом. При этом никакая, даже самая совершенная подготовка не делает человека достойным Причастия. Это таинство — исключительно Божий дар, к которому мы можем прибегать по милости и человеколюбию Господа. И в ответ причастникам надо поступать по совести — читать каноны, акафист и молитвы к Причастию, вдумываться в их слова, доводить их до сердца. Первый раз может быть тяжело, а второй и последующие разы будет легче, и существующая практика подготовки к причащению станет нетяжелой.
Современному человеку стоит пожертвовать своим временем, вниманием, силами ради возвращения к нормальному для него состоянию — богообщению, которое было изначально естественным для первозданного Адама, но им же утрачено. Если не обретем общение с Господом, не полюбим Его в этой временной жизни, то и в будущем веке присутствие Божие будет для нас тяжким. Даже если человек не может пребывать в богообщении постоянно, как святые подвижники и угодники Божии, то хотя бы иногда должен постараться готовиться и приобщаться Его Святых Тайн.
Сравнив объем подготовки к Причастию XVII века и наше современное правило, увидим, что они очень сильно разнятся. С течением времени правило существенно сокращалось. В старообрядческом молитвослове правило к Причастию раза в четыре длиннее, чем у нас. Согласно указанным там нормам, человек, желающий причаститься, должен неделю держать строгий пост без масла, каждый день ходить на службы, подолгу молиться. Это привело к тому, что люди перестали приобщаться. К Причастию готовились только раз в год, на первой седмице Великого поста, когда и так все соблюдали строгий пост. А вне Великого поста выдержать неделю сухоядения и постоянно посещать богослужения способны немногие. По этой причине правило подготовки к Причастию было смягчено.
Однако увлекаться послаблениями опасно. Вопрос об их пределе лучше решить со своим духовником, который, зная человека, может определить, что ему по силам. Задача духовника — не обременять человека лишней ношей и в то же время не позволить ему расслабиться. То и другое одинаково вредно, нужен баланс, показатель которого — устойчивая молитва и активная церковная жизнь.
С этой точки зрения не будет полезным возвращение к практике XVII века, которой держатся старообрядцы. Но и не стоит сокращать существующее молитвенное правило, а также настаивать на введении других новшеств в практику подготовки к Причастию ради сохранения комфорта современных людей и соответствия их темпу жизни. Так мы рискуем разорить православную традицию, которая соединяет нас с Церковью и с ее Главой — Христом (см. Еф. 5:23).
Причащение без надлежащей подготовки станет формальным, мы окажемся чуждыми Спасителю, Который жаждал и алкал, страдал и принял мучительную смерть, чтобы даровать нам эту исключительную возможность — соединиться с Ним, принимая Его Тело и Кровь в таинстве Причащения.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции