Все мы разные
Одна женщина рассказывала другой, как они семьей в отпуске поехали на Урал и в Сибирь. Посетили Екатеринбург, Ганину Яму, Тобольск, где в Софийском соборе молились перед мощами святителя Иоанна Тобольского. И далее, посетив еще несколько городов, доехали до Иркутска. Делясь впечатлением, она рассказывала об интересных городах, красивых храмах, замечательных экскурсиях, музеях, а больше всего очаровала всю семью природа Сибири. Выражая восторг, она сказала, какую красоту создал Творец, и это наша Родина.
Собеседница слушала с интересом, а потом спросила: «Сколько вы потратили на все это?» Рассказчица немножко растерялась, а затем назвала сумму. «Но вы же могли на эти деньги съездить на море, в Турцию или еще куда-нибудь!» — воскликнула вторая женщина. «Мы не хотели в Турцию. Мы хотели поехать именно по нашим городам. Нам нравится так проводить отпуск».
Одна из женщин была уверена, что лучший отдых — это поездка на море, долгое время лежание на пляже. Она сама всегда стремилась отдыхать именно так. Ей нравились турецкие курорты, и она «автоматически» считала, что и всем людям лучшим отдыхом должен казаться отдых на море, что все должны стремиться отдыхать именно так. А если отдыхали по-другому, то, вероятно, на поездку на море денег не хватило. То, что семья ее знакомой, сумму, которой хватило бы на поездку на море, тратит на посещение нескольких городов и экскурсии, ей казалось почти невероятным. Она считала, какой же здесь отдых, постоянные переезды, экскурсии по городу и т.д. Хотя, казалось бы, взрослый человек должна бы понимать, что другие люди вовсе не обязаны разделять ее вкусы.
Мы все время «забываем», что все мы разные, что другие люди могут равнодушно относиться к тому, что нравится нам, а любить что-то другое. Кто-то, отдыхая, хочет лежать на берегу и купаться в море, кто-то мечтает побывать в дальних уголках нашей страны. Кто-то любит проводить отпуск на даче, а лучший отдых для него — как можно чаще ходить в ближайший лес за грибами. А кто-то — пожить в тихом монастыре и поработать на его огородах, а в вечерние часы, наслаждаясь чудесным закатом, порассуждать с кем-то из братии о смысле жизни.
Все это дело вкуса и внутреннего устоя человека. Но если мы начинаем другим навязывать свои любимые виды отдыха, если мы буквально настаиваем, что лучший отдых — это тот, к которому привыкли мы, то можем обидеть или расстроить других людей.
Некий мужчина был вынужден год за годом напоминать братьям, что в отпуске предпочитает поехать в их родное село, много времени проводить на островках местной речки, ловить там рыбу. Он мог себе позволить недешевые поездки по всему миру, но действительно любил деревню и рыбалку. Братья, предпочитающие курорты, год за годом упрямо звали его с собой, спрашивали, не потратился ли он на что-то крупное, не остался ли без денег, не потому ли опять собрался в деревню на речку, предлагали оплатить ему поездку из своих денег, не желая услышать и понять: человек любит проводить свой отпуск по-другому, не так, как это нравится им.
У женщины накопилась длительная усталость. На фоне этого ей нездоровилось. «Давай сходим в кино, немного развлечешься, и это тебе поможет. Хочешь? И давай вместе на пробежки выходить каждый день» — предлагал ей муж. Хотя они прожили вместе уже более двадцати лет, он так и не запомнил, что в кино любит ходить только он, а жена к этому равнодушна. Кинотеатры совсем она не любит, у них дома свой есть. Примерно то же и с пробежками: это нравилось самому мужчине. Жена любила совсем другое, и отдыхом для нее стали бы вовсе не кинотеатр и пробежки. Мужчина действительно хотел сделать приятное, вот только предлагал то, что нравилось ему самому, так и не запомнив, что не все домашние разделяют его вкусы.
Порой нам не хватает внимательности к другим. И тогда мы, стараясь порадовать кого-то, делаем или предлагаем то, что нравится нам, а не нашим близким. Нередко из-за этого возникает неловкость. Этого нетрудно избежать: стать внимательнее к окружающим, стать чутким. Иными словами — приобрести мудрость: «Мудрость делает мудрого сильнее десяти властителей» (Еккл. 7: 19). И вот какой чудный совет мы находим у святителя Феофана Затворника: «Следует о житейских делах хлопотать, как о Господнем поручении и как пред Господом». Тогда все наши поступки, слова, действия приобретут совсем иной смысл, насытятся новыми оттенками, красками, приобретут глубину Марфиного служения (ср. Лк. 10; 41-42). И тогда внутреннее чутье подскажет нам, как угодить ближнему, «упокоить», по выражению древних отцов. Неложны и сегодня слова Вечной Истины «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22; 39).
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции