Колбасу или соседку?
Речь не о том, чтобы придавать значение своим добрым делам и ставить их себе в заслугу подобно фарисею. Это будет питать гордость, а значит — вести в погибель. Необходимо хранить и постепенно расширять те аскетические начала и благочестивые навыки, которые мы приобретаем во время поста. Какие именно?
В основе нашего спасения лежит Жертва Господня, и постом мы учимся ограничениям, чтобы стать способными воспринять ее. Церковь предлагает начинать с малого самоотвержения. Входя в пост, мы уже сделали первый шаг, когда просили прощения у всех, кто, так или иначе, причинил нам скорбь. Теперь, когда мы держим пост, ограничения в питании постепенно приучают нас противостоять своему эгоизму и самоцентричности. Телесный пост — это основа, фундамент в борьбе со страстями и, главное, со своим высокомерием.
Ограничиваться только переменой рода пищи недостаточно. Как призывает Церковь: «Постимся телесно, постимся и духовно». Однако порой приходится слышать от людей, которые не соблюдают поста, что лучше есть колбасу, чем «грызть соседку». Человек, думающий так, впадает в другую крайность. Ведь именно ограничение в питании вскрывает такую язву души, как отсутствие христианской любви к окружающим людям: домочадцам, соседям, коллегам по работе и многим другим. Что же выберем? Погрызем колбасу, чтобы успокоиться, и будем дальше обманывать себя, считать себя доброжелательными? Или продолжим пост и усилим покаяние, познаем свою неправоту и начнем делать добро окружающим, хотя бы той же соседке, пусть и через силу, но по заповеди? Думаю, честнее будет выбрать второе ради Христа, обращаясь к Нему с молитвой, чтобы Он уврачевал вскрывшуюся язву и послал нам Свою любовь.
Ошибочно думать, что цель воздержания — «умилостивить» Бога, будто бы мы постимся, чтобы Господь услышал нас и помог. Отношение Творца к человеку всегда неизменно, «потому что Бог есть Любовь» (1 Ин. 4:8). Каждого человека Господь любит, призывает к Себе, дает ему Свою помощь и все блага с избытком. Но принять, усвоить их способен только тот, кто следует за Христом, стал единодушен с Ним.
После падения Адама в человеке главенствует плоть. Она диктует свои требования сердцу и уму. Сердце склоняется к их выполнению и требует того же от ума. А ум, пребывая в подчинении у неразумного сердца, начинает искать пути исполнения пожеланий тела и сердца. Тем самым искажается направление воли человека. Свою жизнь он направляет уже не к Богу, а к исполнению плотских желаний и прихотей. На словах он может оставаться христианином, а на деле поклоняться богам удовольствия.
Именно так проживают земную жизнь большинство людей. Достигая желаемого, они радуются: «Вот оно, счастье!» Но это ошибка. Со временем приходит понимание, что цель, ради которой были потрачены время, силы и многое другое, теперь не так желанна, и снова возникает уверенность, что счастье принесет нечто иное. Затем и следующая исполненная мечта перестает радовать, и бессмысленный бег в колесе продолжается.
Ничто в земном мире не способно дать человеку полноту счастья, поскольку от рождения он призван к поиску своего Творца, как однажды выразился блаженный Августин: «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе». По окончании временной жизни все ее удовольствия уйдут, реален будет только Господь и отношения, построенные с Ним. По этой причине пост необходим для того, чтобы более тщательным образом, нежели в обычное время, научиться преодолевать зависимость от плотских пожеланий, приобрести навык не подчиняться им, но направлять свой ум к Богу, а сердце и тело приучать быть в подчинении уму. Тогда человек, по слову святого Симеона Нового Богослова, будет становиться похожим на Христа так же, как сын походит на своего отца.
Воздержание в пище — это самая первая, низшая ступень, но она очень важна для правильного духовного возрастания. Если мы на нее не встали твердо и основательно, если не можем быть хозяевами своего желудка, то тем более не сможем быть хозяевами чувств и мыслей. Все они поражены страстями, враждующими против Бога. Конечно, можно возразить: «Я же делаю добро людям». Но, если тщательно рассмотреть мотивы наших добрых дел и всю нашу остальную жизнь, то выяснится, что это возражение — самообман. Если человек не в состоянии элементарно ограничить себя в еде, сохраняя великодушие, а начинает «грызть» окружающих, то тем более у него не хватит сил совершить что-то более существенное ради Христа.
Другое дело, что в пост вступили люди разной степени воцерковленности. Нельзя от новичка, только переступившего порог храма, требовать строгого следования монастырскому уставу. Если он никогда не постился, то священнику надо в беседе с ним установить его персональную меру подвига воздержания и молитвы. Даже если в продолжение всего поста он сможет ограничиться одним-двумя продуктами животного происхождения, то и это станет его личной победой. И дальше у него самого возникнет желание добиться большего, понемногу увеличивая меру поста. Так же индивидуально надо подходить к определению меры поста людей пожилого возраста или имеющих тяжелые хронические заболевания.
Что касается детей, то Церковь говорит об исповеди и посте с семилетнего возраста. Это правило тоже может корректироваться в зависимости от семьи, воспитания, здоровья ребенка и других условий. Но чтобы ребенок понимал значение исповеди и не боялся, надо еще до наступления возраста исповеди дать возможность ребенку побеседовать со священником. Но к этому вопросу надо подходить деликатно, взвешенно, чтобы ригористическими мерами не вызвать отторжение. Одно нельзя упускать из вида, что посильный подвиг должен быть у каждого ребенка. Допустим, не все дети, питаясь в школе, могут соблюсти пост, тогда надо обратить внимание на пристрастие к фастфуду и сладостям. Дошкольники и дети младшего школьного возраста не могут без игр, однако электронные развлечения будет полезно заменить для них подвижными играми, и, главное, чтобы игры не разжигали в них страсть и жестокосердие. Детям тоже все это нужно объяснять. Ребенок должен понимать, что пока он маленький, то ему пост послабляется.
Ограничения в пище — это важный, но лишь первый шаг. Необходимо сделать и другой — усилить духовные упражнения, в первую очередь — посещение храма, чтение молитвенного правила и книг Священного Писания. Хорошо при этом посоветоваться с опытным священником и не брать на себя «бремена тяжелые и неудобоносимые» (Мф. 23:4), чтобы от духовного перенапряжения не впасть в расслабление и не разорить свои труды. Все должно усиливаться постепенно, в зависимости от духовного и физического состояния человека.
В пост нам не стоит ходить с насупленными лицами. Наоборот, Господь говорит: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры» (Мф. 6:16—18). Так и Великим постом надо выглядеть аккуратно, поддерживать себя в бодром состоянии. Перед постом неслучайно вспоминается притча о блудном сыне. Как он возвращается к своему отцу, так и мы, грешники, тоже возвращаемся в истинную жизнь. Если мы долго не были дома, сильно скучаем по нему, и нам говорят: «Пора возвращаться. В путь!», — то с каким чувством мы это воспримем? Конечно, с радостью, с предвкушением желанной встречи! Так и в пост: если мы правильно проходим телесный и духовный подвиг, то чувствуем радость о том, что возвращаемся к Отцу Небесному.
Каждому человеку, желающему быть в числе наследников воскресения Христова, необходимо вести борьбу со своими греховными навыками и побеждать их с помощью Божией. Неслучайно первая постовая неделя, с длительными службами и особенно строгими ограничениями, завершилась Торжеством Православия. Церковь не только празднует исторические победы над христологическими ересями. Этот праздник имеет для каждого постившегося и духовный смысл: он вступил в пост, прошел эту первую трудную седмицу, исповедался и причастился Святых Христовых Таин. Пусть это и малая победа. Но если будем одерживать их в течение всего поста, неделя за неделей, день за днем, то войдем в радость величайшей победы — Воскресения Христова.
И так, год за годом, не ослабевая в подвиге, пройдем всю жизнь, пока не услышим от Господа: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25:34).
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции