Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Спиной к спине под стук колес на линейке доедем до рынка

Общество
В рубрике «Раритет» мы рассказываем о предметах московского быта, совсем забытых сегодня или изменившихся до неузнаваемости. Сегодня на наших страницах появится линейка — первый общественный транспорт столицы. О ее истории и назначении расскажет Николай Муратов, куратор выставки «Как поехала Москва», проходящей в Музее Москвы.

Точкой отсчета для общественного транспорта столицы со всеми основаниями можно считать 1847 год. Ведь в сентябре этого года было открыто движение многоместных летних и зимних экипажей на конной тяге. Летние экипажи были с колесами и рессорами, а зимние — с полозьями и именовались «общественными санями». В каждом таком экипаже, похожем на открытую или закрытую карету, в центре стояли две скамейки. На них спиной к спине и лицом к тротуару сидели пассажиры. Такие экипажи, курсирующие по заранее определенным маршрутам — линиям, москвичи в просторечии стали называть «линейками».

Спиной к спине под стук колес на линейке доедем до рынка

— Линейки были двух- и четырехконные и вмещали до десяти пассажиров, — рассказывает Николай Муратов. — В каждой из них были кучер и кондуктор, который собирал деньги за проезд. Плата взималась в зависимости от расстояния поездки.

Интересно, что сама должность кондуктора была введена для страховки кучеров, которые были большими любителями выпить, поэтому владельцы линеек просто боялись доверять им сбор дохода от перевозок. Новая должность прижилась и в дальнейшем перекочевала в конки, а затем и в электрический транспорт.

В середине девятнадцатого века стоянка линеек была на Красной площади, затем из-за популярности у горожан, собиравшихся огромными толпами в ожидании экипажей, стоянку пришлось перенести подальше — к Ильинским воротам Китай-города. Первые линейки курсировали по трем радиальным маршрутам — от Красной площади до Смоленского рынка, Покровского моста, Рогожской заставы, а также по диаметральному маршруту от Калужских ворот через центр города до Тверской заставы. В 1850 году было создано Общество московских многоместных экипажей. К 1870 году линеек было 22 штуки.

— Сейчас кажется совершенно невероятным, что столь малого количества общественных экипажей хватало на такой большой город, как Москва, — говорит Муратов.

А все дело в том, что извозчикам приходилось работать очень споро, чтобы успевать развозить людей, собиравшихся на стоянке. Правда, впечатления у москвичей от линеек сложились неоднозначные. У многих горожан этот первый вид общественного транспорта оставил о себе тяжелые воспоминания.

«Никакой жестокий инквизитор не мог бы выдумать более мучительной пытки, как езда в этих экипажах, но терпеливые москвичи ездили и платили еще деньги за свою муку, — вспоминает историк Павел Богатырев. — Такого безобразия, как эти линейки, вряд ли где можно было найти. Линейки эти были до невозможности грязные, вечно связанные ремешками, веревочками, с постоянно звенящими гайками, с расшатанными колесами, с пьяными, дерзкими ямщиками, с искалеченными лошадьми, худыми и слабосильными до того, что они шатались на ходу. Грязь на «бирже» этих линеек распространяла вокруг себя такой запах, что, только зажавши нос, можно было пройти это место».

«Мучиться» москвичам пришлось недолго: линейки «со звенящими гайками» были вытеснены комфортабельными конками на рельсовом ходу уже в начале двадцатого века. Впрочем, конки тоже недолго просуществовали — им на смену пришел электрический трамвай. Но это, как говорится, совсем другая история....

"КАК ПОЕХАЛА МОСКВА"

«Парк культуры»

Зубовский бульвар, 2

Музей Москвы

18 апреля — 31 мая

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.